По полочкам: почему в Украине обсуждают скандальный российский проект "Дау"
Кадр из фильма "Дау"
В сети бурно обсуждают скандал, который случился с проектом “Дау”. Картину снимали 11 лет и планировали представить как байопик, но за все годы съемки история обросла странными фактами, а результат, который презентовали в последние два года, привел зрителей в шок. Особенно, когда стало известно, что в фильме показывают сцены насилия над младенцами из украинских приютов.
Gloss.ua рассказывает подробности сканадала.
Что такое проект "Дау"
"Дау" - это 700 часовой фильм российского режиссера Ильи Хржановского, который снимали 11 лет.
Изначально планировалось снять фильм-байопик о жизни советского физика и лауреата Нобелевской премии Льва Ландау (друзья называли его просто Дау), но в итоге весь процесс вылился в скандальную историю с применением реальных сцен насилия на съемках.
При чем здесь Украина?
Съемки фильма проходили в Харькове, так как Лев Ландау работал в Харьковском физико-техническом институте с 1932 по 1937 годы. Плюс, режиссер Хржановский искал более аутентичное место для съемок, а в бывшей столице Украины сохранилось много советской архитектуры.
Специально для съемок Хржановский возвел на территории заброшенного стадиона "Динамо" масштабную декорацию под названием "Институт" (после окончания съемок декорации торжественно уничтожили, устроив опен-эйр вечеринку).
Это был настоящий мини-город с атмосферой СССР 1930-х, а реквизиты для фильма собирали в секонд-хендах и у местных жителей. Съемки велись с 2008 по 2011 год, затем еще семь лет ушло на монтаж.
Как рассказывал администратор Александр Григорьев, самым поразительным в этом во всем был Илья Андреевич:
"Он был не режиссером, а таким сумасшедшим художником, безумным инженером, который заставил огромную махину работать по его правилам, невзирая на законы логики, физики и просто человеческие нормы. Он собрал невозможное количество людей, все время ставил им какие-то невыполнимые задачи, эти люди работали по двадцать часов в сутки в чудовищных условиях, все время проходили какие-то планерки, отчеты, зачеты, и все пребывали в каком-то трансе, потому что просто не было времени прийти в себя. Илья погрузил всех в глубокий психологический эксперимент и не скрывал того, что сам фильм - всего лишь побочный продукт этого эксперимента".
В фильме не участвовали профессиональные актеры, зато главные роли сыграли украинский экс-нардеп Михаил Добкин, действующий депутат Рады Нестор Шуфрич и украинский журналист Дмитрий Гордон.
Картина Хржановского частично финансировалась украинским Держкино, а в 2018 году в кинотеатре "Жовтень" сотрудникам агентства была представлена пятичасовая версия фильма.
Почему скандал поднялся только сейчас
На протяжении 10 лет съемки фильма были окутаны тайнами и мифами. Участники процесса редко давали интервью и рассказывали какие-либо детали. Также до конца неизвестен полный список спонсоров картины.
Тем не менее, в январе 2019 года в Париже состоялась первая премьера части фильма "Дау", но показ был непубличным из-за сцен насилия и секса, большинство из которых оказались реальными, а актеры в них находились в состоянии алкогольного опьянения.
15 апреля 2020 года прошла онлайн-премьера 6-часового фильма "Дау. Дегенерация", в котором были показаны сцены насилия над детьми из украинских детских домов.
Первой на вопиющие кадры обратила внимание эксперт по детской нейропсихологии Елена Самойленко:
"Дети не плачут просто так. Они плачут, когда голодно, больно, пространство вокруг кажется угрожающим, когда страшно. Они уверены, если раздражитель не исчезнет, то они умрут. Это глобальный страх, который помогает человеку выживать и звать на помощь"
Она отметила, что после нескольких попыток красные от крика дети перестают ждать помощи и начинают ждать смерти. Ведь они не могут сами себя успокоить и объяснить, что ситуация не столь критична, как им кажется. По ее словам, примерно отсюда растут теории привязанности, сенсорные дефициты, страхи сепарации.
На ситуацию отреагировал и уполномоченный президента Украины по правам ребенка Николай Кулеба:
"По полученной предварительно информации, в съемках использовали детей из Дома ребенка. В кадрах - дети. Это дети, для которых участие в таких съемках может быть травмой на всю жизнь! Есть также и другие факты, требующие подтверждения. Вероятность этих фактов, а также то, кто разрешил использование детей, должна расследовать полиция, к которой я уже обратился с соответствующим запросом".
В комментариях пользователи возмущались, что режиссер скандального фильма еще и художественный руководитель мемориала Бабий Яр.
Как отреагировали организаторы съемок
Глава компании "Феномен-Украина" (компания, через которую шло финансирование проекта) Кристина Волошина отреагировала на заявление Николая Кулебы, сообщив, что никакого воздействия на детей приборами не было, а процесс съемки длился менее двух часов:
"Феномен-Украина" имеет разрешение на съемку и подтверждение того, что дети находились с опекунами, которые сразу после съемки оставили съемочную площадку, а у опекунов нет никаких претензий к "Феномен-Украина".
Она отметила, что звуковая фонограмма этой сцены максимально усилена при монтаже для усиления зрительного восприятия художественного фильма.
Что пишет западная пресса
"Дау" выглядел бы куда более убедительным - и заслуживающим шума вокруг проекта, - если бы тут просто показывали кино. Фильмы стоят того, чтобы о них говорить и спорить. Незаконченные витрины, которые их сейчас окружают, - нет
Вскоре все парижане увидят красный треугольник в ночном небе. Ну если, конечно, Префектура даст разрешение. Она уже категорически отказала Хржановскому в строительстве моста между театрами. А транспортные службы отказали в использовании туннеля под площадью между театрами. Режиссер надеется на патронаж Елисейского дворца. Но и там разочарование, официальное коммюнике гласит: никакой поддержки - слишком история с „Дау“ небезопасна
Le Figaro
Высокомерие и дилетантство. Проект „Дау“, поддержаный театрами Шатле и-де ля Вилль, а также центром Помпиду, проект, который должен был погрузить посетителей в атмосферу сталинского прошлого, провалился.
После всего потраченного времени, всех поучаствовавших в проекте звезд и всех денег, выброшенных на его создание, никто, кажется, даже не позволяет себе предположить, что получившиеся фильмы - дерьмо, что от всего проекта несет дурным вкусом и что опыт, который мы получаем на „Дау“, - это то ли „Диснейленд“ ностальгического китча, то ли и вовсе сплошное надувательство, шутка, которая вызывает смех только у Ильи Х.
Хржановский превратил одних людей в собственные запуганные тени, а других - в эксгибиционистов, показав, что в искусственно созданных условиях города-ГУЛАГа у каждого из нас есть возможность стать одними или вторыми. Говоря иначе, он построил для себя государство рабов - а потом построил для нас смотровую площадку. Не нужно смотреть все 700 отснятых часов кинопленки, чтобы знать: он гордится и тем, и другим.
В нескольких фильмах показывают, как ученые экспериментируют над крысами, втыкая шприцы в их мозг. Циник мог бы сказать, что Хржановский так же относится к участникам своего проекта, запирая их в „институте“ и провоцируя их на разные реакции. Впрочем, многогранность и потрясающий масштаб проекта „Дау“ невозможно отрицать.
Издание Deutsche Welle со ссылкой на местные медиа сообщает, что в Германии возмущены фильмом Ильи Хржановского, который также спонсировался из немецких фондов и обещал показать реалии сталинизма.
Например, многие обратили внимание на сцену в фильме "Дау.Наташа", где буфетчицу заставляют засовывать бутылку в интимное место. Возникает вопрос, какое это отношение имеет к тоталитарному режиму?
Другие журналисты возмутились, почему такие фильмы спокойно демонстрирует Берлинский фестиваль в эпоху борьбы с культурой насилия и злоупотреблениями властью в киноиндустрии:
"Берлинский фестиваль не видит этической проблемы во включении в основной конкурс фильма, содержащего сцены несимулированного психологического и физического насилия с участием непрофессиональной актрисы, а также сцены секса людей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения?".
Gloss.ua продолжит следить за развитием этой истории и будет держать вас в курсе.
Вечером, 22 апреля, в Офисе генерального прокурора Украины сообщили, что в Харькове начато уголовное дело из-за фильма российского режиссера. По информации правоохранителей в процессе съемок могли применять пытки к несовершеннолетним детям, также в уголовном деле фигурирует статья об изготовления или распространении произведений, пропагандирующих культ насилия.
23 апреля на Ютуб-канале российской журналистки Ксении Собчак режиссер прокомментировал инцидент с детьми в своем фильме "Дау. Дегенерация":
"Над ними ничего не делали, никаких опытов. Со всеми этими младенцами находились медсестры и нянечки, это видно в кадре. Когда же младенцы плакали, когда их переодевали, это в принципе свойственно младенцам. И плач не означает выражение боли, а просто реакция на мир".
На вопрос, получал ли режиссер разрешение на такие съемки, Хржановский ответил:
"Это были младенцы из детского дома, от которых отказались родители. И мне было важно как раз показать этих младенцев. Разных. Которые не были абсолютно здоровы. Но это все согласовывалось с врачами, с теми учреждениями и так далее".
Читай также
Первый трейлер сериала «Дюна: Пророчество» и дата премьеры (видео)
Долгожданный приквел дилогии «Дюна»
«Хроники Силы»: Алан Бадоев и Ольга Навроцкая создали первую украинскую фэнтези-вселенную (видео)
Видеознакомство с главными героями
Netflix показал тизер второго сезона «Уэнсдей» и трейлер новой части «Игры в кальмара» (видео)
Продолжение двух самых популярных проектов платформы
FILM.UA Group выпустили трейлер фильма «БожеВільні» о советской карательной психиатрии (видео)
Премьера в октябре
Лучшие сериалы 2024 года: премия «Эмми» объявила победителей
Абсолютный фаворит получил 18 статуэток