Сергей Гавриленко. "Мы работаем по дневникам человека"

27 июня 2009 года исполняется 300 лет со дня Полтавской битвы, которая положила конец затяжной Северной войне между Российской империей и королевством Швеции за властвование над Балтикой.
И сейчас, по прошествии 300 лет, эта битва волнует мысли наших сограждан, вызывает споры и широкую палитру трактовок хода тех далеких событий.
Не остаются в стороне от изображения Полтавского сражения и кинематографисты. Можно вспомнить кинопостановку Владимира Петрова “Петр Первый”, 1937 г., с Николаем Симоновым в главной роли, грандиозное полотно Юрия Ілленка “Молитва за гетмана Мазепу”, 2001 г., демонстрация которого на экранах вызвала не одну бурю эмоций у зрителей.
И вот, в 2009 году свою точку зрения предлагает творческая группа "Летопись". В данный момент участники группы проводят съемки документального фильма, посвященного 300-летию Полтавской эпопеи "Комендант Полтавы. Дневник обороны крепости" (рабочее название).
Пользуясь тем, что в «Моем мире» я общаюсь с режиссером будущей картины Сергеем Гавриленком, я спросила у него, о чем фильм «Комендант Полтавы. Дневник обороны крепости»?

– Этот фильм расскажет о героизме защитников крепости и о личности ее коменданта - полковника А.С. Келина. Фильм снимается по дневникам Алексея Степановича Келина, которые он вел в осажденной крепости Полтава, в период ее осады, с 1 апреля по 25 июня 1709 года.
Картина выйдет 10 июня этого года, и будет распространяться на DVD-дисках в музеях и культурных центрах, а также в храмах русской Православной церкви, в Москве, С-Петербурге и Полтаве...

– Знаете, Сергей, Вы рисковый человек. И Полтавская битва, и сами главные участники этой битвы – Петр, Карл, Мазепа – имеют сегодня неоднозначную историческую оценку... Мне кажется, очень трудно сегодня удержаться на грани фола в трактовке всех этих событий... Я, например, не решилась бы на такой шаг, как снять фильм об этом. Пожалуйста, скажите немного о своей позиции в трактовке Полтавской битвы.

– Моя позиция в трактовке Полтавской битвы однозначная: я документалист и работаю с документами. Нам приходиться очень глубоко погружаться в материал периода, о котором мы снимаем фильмы, и в данном случае мы работаем по дневникам человека, который возглавлял оборону крепости Полтава и то, что он писал о шведах и о запорожцах, которые перешли на сторону Мазепы, – это исторический факт. Полтавская битва, это не только победа русского оружия, это победа славян над завоевателями.
У нас, в фильме, есть небольшой эпизод с Мазепой и он, увы, говорит не в его пользу...

– Интересная информация. Но меня интересует, каким же будет эпизод о Мазепе??? Оговорюсь, моя позиция относительно этой исторической личности неоднозначная, я считаю, что роль этого человека в истории и сам факт его перехода на сторону Карла ХІІ еще не оценен надлежащим образом, мало того, в Украине сейчас одно только воспоминание о Мазепе вызывает много полярных точек зрения, противоречивых, неоднозначных.

- Чтобы не было разных кривотолков, даю фрагмент о Мазепе из текста сценария:
“В этом году шведский король Карл XII вторгнулся в Россию с войсками; император Петр I готовил ему отпор и, дабы укрепить себя и свое войско надеждою на небесную помощь, вызвал в Харьков священника Иоанна с Каплуновскою иконою Богородицы; он там пробыл две недели. В это время Карл XII дошел уже до Каплуновки и тут расположил свои войска; сам же с гетманом Мазепою поместился в доме священника Иоанна. Некоторые из его буйных воинов хотели поджечь церковь; но солома и дрова, которыми они обложили церковь, не загорались. Карл смотрел на это из окна и с удивлением спросил Мазепу, что это за чудо: почему церковь не загорается? Мазепа вынужден был сказать, что, вероятно, потому, что в церкви находится икона Богородицы, признаваемая чудотворною. По приказанию Карла отыскали в лесу одного из жителей, Григория Жиравля, и привели к королю. На вопрос Карла: «Где теперь ваш царь?» - Григорий отвечал: «Слышно, что стоит с войском в Харькове». Карл спросил: «А икона Богородицы в церкви ли стоит?» - «Нет ее здесь, - отвечал Григорий, - по царскому указу священник с нею в Харькове при армии». Тогда Карл обратился к Мазепе и сказал: «Смотри, церковь и без иконы не могли зажечь, а где будет Она Сама, там нам очень ненадежно будет».
В этом эпизоде речь идет об истории Казанской-Каплуновской Божьей Матери, которая благословила войска Петра перед битвой.
Это маленькое воспоминание о Мазепе, но достаточно много говорящее о его сотрудничестве с Карлом.


– Пользуетесь ли Вы в фильме архивными документами другой стороны, например, запорожскими грамотами, документами, которые свидетельствуют переход Мазепы на сторону Карла ХІІ, устными свидетельствами очевидцев?

– Мы просто констатируем один из моментов сотрудничества Мазепы и Карла, в контексте сюжета фильма и не более.


– То есть в фильме вы прямо не касаетесь вопроса перехода Мазепы на сторону шведов?

– Нет...У нас фильм об обороне Полтавы. Крепость Полтава, на тот момент не представляла
из себя серьезную преграду для более чем 30-тысячной армии шведов. Для того чтобы понять, какими ресурсами обладала Полтава на момент ее осады? хочу привести еще один отрывок из сценария нашего фильма:

«То, что я увидел, не дает мне покоя... Наше положение более сложное, чем даже я мог предположить: несерьезный этот городок Полтава расположен на весьма высоком и крутом правом берегу болотистой реки Ворсклы, близь устья реки Коломак. Левый же берег реки и низинная долина за ним, тянущаяся и переходящая в страшное Дикое поле, покрыты непроходимыми плавнями, осокой и болотом. Укрепления городка, устроенные для отражения набегов крымских татар - слабые: рвы и валы облицованы от осыпания земли дерном, хворостом, плетнями, палисад на валах состоял из ряда вертикально поставленных один возле другого брусьев или бревен с заостренными вершинами и проделанными по высоте человеческого роста бойницами для стрельбы из ружей.»
Главным преимуществом гарнизона Полтавской крепости были ее защитники – люди, наделенные силой духа и верой в Бога, царя и Отечество.


– А каким образом Вы пытаетесь воспроизвести на экране документальные события? Как Вы работаете с документами?

Для экранизации документов мы вводим в фильм постановочные кадры с актерами. Также используем оригинальные рисунки, специально подготовленные для фильма художником-постановщиком Евгением Путрей – Народным художником Украины, соавтором музея Полтавской битвы, Почетным гражданином Полтавы. Кроме того, в фильме используются съемки упоминаемых объектов, которые сохранились до настоящего времени. Например, валы крепости, реконструированная сторожевая башня, окрестности города.

– Скажите, Сергей, на какого зрителя вы ориентируетесь?

– Мы ориентируемся на аудиторию разной возрастной категории, на тех, кому интересна история Полтавской баталии.

– Вы сказали, что картина будет распространятся в Москве, Санкт- Петербурге и Полтаве. Но кроме Полтавы, есть еще другие города, регионы Украины, планируете ли Вы показывать фильм там?

– Кроме Полтавы, мы будем рады предоставить фильм в любой из городов или регионов Украины, если у таковых будет на то желание. Пока мы ориентируемся на Полтаву.

– Какой же оценки Вы ждете на фильм, если не секрет?

– Оценка фильма меня беспокоит как автора, но особенно я на этом моменте не зацикливаюсь, так как для меня и всей творческой группы, прежде всего, важно, чтобы люди узнали о таковом важном событии, как оборона крепости Полтава в 1709 году, без которой Полтавского сражения могло и не быть.

– Не боитесь ли Вы критики со стороны, скажем так, оппонентов?

- Критики мы не боимся, ибо все, что мы снимаем, снимается по подлинным документам.

Биографическая справка:
Гавриленко Сергей Дмитриевич

Историк киноискусства, кандидат искусствоведения, режиссер документальных фильмов

Автор монографий: «Полтава кинематографическая» и «Третий Рейх: игровое кино – идеологическое оружие власти. Германия 1933 – 1945 гг.»
Автор ряда статей по истории кино в прессе Украины и России
Автор и организатор выставок по темам истории кинорекламы и кинопроекционной техники в Полтаве и Киеве
Соавтор Музея истории кинофототехники мира при НСКУ
Режиссер документальных телепередач и фильмов:
«Полтава известная и неизвестная», ТРК «Лтава», 1998 – 1999 г.г.
«Иконы святой обители», ТРК «Лтава», 1999 г.
«Мастера», ТРК «Лтава», 1997 – 1998 г.г.
«Н.В.Гоголь. Истоки», ТО «Летопись», 2002 г.
Записала Татьяна Рыженко

Украинский вариант читайте на ХайВей

http://h.ua/story/194212/

Читай также

Disney представил трейлер приквела "Короля Льва": мультфильм о молодом Муфасе (видео)

Видео уже набрало около 5 миллионов просмотров

Украинский Marvel: в кинопрокат выходит фильм о 3-й отдельной штурмовой бригаде «Мы были рекрутами» (трейлер)

Необычный для украинского кинематографа жанр

Актриса Марго Робби станет продюсером фильма по мотивам настольной игры «Монополия»

Легендарная настолка станет блокбастером

Голливудская актриса из Украины разорвала контракт с Netflix, чтобы не играть россиянку

Теперь украинка должна выплатить компенсацию

8 самых ожидаемых премьер украинских фильмов этой весны – трейлеры

Поддержите украинского кино походом в кино

Вышел трейлер фильма об украинских писателях эпохи "расстрелянного возрождения", который снимали 10 лет (видео)

Их жизни и произведения оборвала кровавая рука тоталитарного режима

Объявлены лауреаты анти-премии «Золотая малина-2024»: главные неудачники в кинематографе

Худшие фильмы и актеры

Первый «Оскар» для Украины: как прошло вручение самой престижной кинопремии в мире

Украинский режиссер выступил с мощным заявлением

Режиссер «Дюны» исполнил последнюю волю умирающего человека, который мечтал увидеть вторую часть фильма

История трогательного поступка

Netflix выпустил трейлер нового документального сериала о событиях, которые привели к вторжению РФ в Украину (видео)

От холодной войны до прихода Путина