Фильм "Начало": зрелищная сказка о вреде нездорового сна

Сегодня на экраны кинотеатров Украины выходит новый фильм одного из самых востребованных режиссеров современности Кристофера Нолана Начало. Уже сейчас, судя по рейтингу фильма на IMDb, за первую неделю проката получившего оценку 9.1, занявшего почетное третье место среди фильмов всех времен и народов и догнавшего такие культовые фильмы, как Крестный отец и Побег из Шоушенка, можно сказать, что Начало претендует на звание самого успешного фильма этого года. А, может, и последнего десятилетия. Что же способствовало такому небывалому успеху картины? Гениальность режиссера? Великолепный актерский состав? Яркий сюжет или мега-пиар? Попробуем сейчас в этом разобраться.

Еще задолго до выхода Начала Кристофер Нолан уже был на хорошем счету у зрителей и кинокритиков, а его фильмография от и до пестрит яркими картинами. Но вершиной славы Нолана, безусловно, стал Темный рыцарь, собравший в прокате миллиардную кассу и ставший одним из лучших фильмов 2008 года. И почти сразу же после выхода этого фильма, вместо того, чтобы и дальше разрабатывать бэтменовскую тему и снять еще пару-тройку высокобюджетных римейков этой ленты, Нолан начал работу над проектом всей своей жизни. По словам режиссера, идея Начала (в более точном переводе «Inception» – «Внедрение», является наиболее близким к оригиналу) пришла к нему еще в 16 лет: «Что случится, если человек научится управлять своими снами?» Или, точнее, что случится, если попытаться стереть грань между реальностью и нашим подсознанием, способным вырабатывать тысячи, миллионы и миллиарды мыслей, событий и миров? Что случится, если представить, что здесь и сейчас на самом деле ты спишь, а настоящий твой мир находится где-то далеко от данной действительности? Идея, как никакая другая подходящая для реализации в кино, и которую Нолану удалось перенести на экран.

Сон - это физиологический процесс, периодически наступающий в состоянии покоя, отключения контроля над сознанием и снижения основных реакций организма. Учебник по биологии

Путешествие по миру снов – грандиозная мечта, наверняка посещавшая каждого человека. Во сне стираются все границы: реальность отходит на второй план, уступая место фантастическим по красоте и масштабам мирам, стирается сама грань между жизнью и смертью. Но стоит проснуться, и яркость пережитых фантазий стирается, а сон забывается также стремительно, как развивался в нем сам сюжет. Уйти от реальности, построить сон в глубине самого сна и заставить предать забвению настоящий мир. Путешествуя по мирам сновидений, распознавая их образы, можно легко «прочитать» подсознание любого человека и добраться до начала-начал его психики. Идея-утопия, способная перевернуть ход жизни всего человечества.

Именно подобная фантазия лежит в основе Начала. В наше время обычные кражи и обычные герои отходят на второй план. Появляется новый вид шпионажа – проникновение в сны человека, похищение всех его тайн и мыслей. Дом Кобб, герой Леонардо Дикаприо, – лучший из всех, кто умеет проникать в ваше сознание. Такая «деятельность» сделала его преступником международного масштаба и разлучила с семьей. И вот у него появляется новое задание, способное осуществить его мечту: воссоединиться с семьей не только во сне, но и в реальности. Директор крупной финансовой кампании предлагает окунуться в мир грез миллиардера Роберта Фишера. Но на этот раз не с целью «всего лишь» прочесть его мысли, а наоборот, попытаться внедрить в подсознание идею, которая приведет к краху финансовой империи его отца. Естественно, помочь ему в этом должна команда настоящих специалистов по внедрению в сознание: Ариадна (Эллен Пейдж) - настоящий архитектор снов; супергерой Эймс (Том Харди); Артур (Джозеф Гордон-Левитт) – рассудительный и хладнокровный путешественник по снам; Юсуф (Дилеп Рао) – изобретательный химик. Такой вот разношерстной компании и предстоит отправиться в захватывающее путешествие по самым экзотическим местам подсознания Фишера (Киллиан Мерфи), чтобы попытаться осуществить этот план.

С точки зрения масштаба и стиля, Началу не избежать сравнения с Аватаром (куда же без него?) Снимая этот фильм, Нолан объездил четыре континента и шесть разных стран, от Японии до снежных вершин Калгари. Но он, в отличии от Кэмерона, по максимуму отказался от компьютерной графики. Однако картинка от этого не только не пострадала, а стала еще более реалистичной, как и полагается настоящим снам. В работе над картиной были задействованы тысячи людей, а большинство самых зрелищных сцен (вращающийся коридор длиною 30 метров, паровоз на улицах Лос-Анджелеса или взрывы на улицах Парижа) снимались «вживую». И это лишь маленькая часть того, чем увлекает Начало. Нельзя не отметить и композитора Ханса Циммера – великолепный саундтрек помогает зрителю просто-таки самому погрузиться в картину. Ну а говорить об актерской игре и вовсе бессмысленно – возможно, по совокупности ролей Лео Дикаприо наконец-то получит Оскара, Марион Котийяр не опустилась ниже привычного высокого уровня, ну а их более молодые партнеры по фильму картины не только не испортили, но и наоборот справились со своей задачей на все сто.

Однако же, стоит признать, что и этот кино алмаз многим может показаться всего лишь дорогой подделкой: то, что для одних покажется философской притчей с глубокими мыслями и идеями, для других – всего лишь дорогой картинкой из заумных речей и подсмотренного где-то сюжета. Первые полчаса фильма вообще сложно понять, о чем говорят главные герои – ну да ладно, это еще можно оценить как некую «раскачку». Но когда проходят и следующие полчаса просмотра, понимаешь, что 2,5 часовую картину можно было изрядно сократить. Великолепные поначалу фантастические миры так и не ушли дальше банальных небоскребов (только в конце – наполовину разрушенных), а идея с бесконечной лестницей видимо так понравилась режиссеру, что он цеплялся за нее до самого конца фильма. (Отдельно улыбнуло падение лифта в невесомости. Но оно и неудивительно - во снах и законы физики не работают)

Однако, несмотря не некоторые изъяны, уверен, именно Начало будет претендовать на главные награды этого года и уж точно завоюет огромную армию поклонников по всему миру. Ведь что главное в современном кинематографе? Хорошая картинка, сдобренная не банальным сюжетом. А этого в Начале хоть отбавляй. Так что смело отправляйтесь в кинотеатр, чтобы потом не жалеть, что лично не увидели самый ожидаемый фильм 2010 года.

Читай также

Украинский Marvel: в кинопрокат выходит фильм о 3-й отдельной штурмовой бригаде «Мы были рекрутами» (трейлер)

Необычный для украинского кинематографа жанр

Актриса Марго Робби станет продюсером фильма по мотивам настольной игры «Монополия»

Легендарная настолка станет блокбастером

Голливудская актриса из Украины разорвала контракт с Netflix, чтобы не играть россиянку

Теперь украинка должна выплатить компенсацию

8 самых ожидаемых премьер украинских фильмов этой весны – трейлеры

Поддержите украинского кино походом в кино

Вышел трейлер фильма об украинских писателях эпохи "расстрелянного возрождения", который снимали 10 лет (видео)

Их жизни и произведения оборвала кровавая рука тоталитарного режима

Объявлены лауреаты анти-премии «Золотая малина-2024»: главные неудачники в кинематографе

Худшие фильмы и актеры

Первый «Оскар» для Украины: как прошло вручение самой престижной кинопремии в мире

Украинский режиссер выступил с мощным заявлением

Режиссер «Дюны» исполнил последнюю волю умирающего человека, который мечтал увидеть вторую часть фильма

История трогательного поступка

Netflix выпустил трейлер нового документального сериала о событиях, которые привели к вторжению РФ в Украину (видео)

От холодной войны до прихода Путина

Объявлены победители британской кинопремии BAFTA: украинский фильм среди триумфаторов (видео)

Британский «Оскар»