Коронавирус и фейки: инструкция, как не сойти с ума

Накануне в социальных сетях массово распространяли сообщение о том, что над Украиной будет пролетать вертолет и распылять лекарство от коронавируса. Эта новость мелькала не только в районных группах, но и, по словам родителей, ее отправляли педагоги в родительские чаты.

Такие информационный вбросы - обычное явление в периоды паники, кризисов или эпидемий. Давно пора признать, что фейки существовали всегда и победить их полностью - невозможно. А помимо знаний о том, как правильно мыть руки и какую носить маску, важно уметь различать фейк от правды. Иначе, не разобравшись в ситуации, и отправляя эти сообщения другим - вы только усугубляете панику, заставляете людей лишний раз нервничать, а это явно не идет на пользу нашему здоровью.

Gloss.ua приводит примеры последних манипуляций, связанных с коронавирусом, а также делится инструкцией от медиа-эксперта о том, как не потеряться в этом потоке информации.

Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете

“Сегодня в 23:00 и до 5:00 утра, вертолеты будут распылять лекарство для дезинфекции, окна и балконы должны быть закрыты и на улице после 23:00 находиться нельзя. Сообщили из военной части”, - примерно такое сообщение получило большинство жителей Украины, несмотря на то, что никакой официальной информации об этом нигде не было.

Тем не менее, сообщение продолжали передавать друзьям и родственникам. Кто-то даже отписывал в Фейсбуке, что видел вертолет над своим домом.

При этом не совсем понятно, при чем здесь военная часть и что это за лекарство (напомним, как известно лекарство от коронавируса еще не изобрели). Возможно, эту приписку добавили для пущего эффекта и нагнетания. Тут еще вспоминается, как в конце января по сети гуляли видео из Китая, на которых, якобы, местные жители просто падали в обморок посреди улиц (иногда, успевая выставить руки вперед).

Но вернемся к нашим вертолетам. Уже сегодня, 17 марта, Служба безопасности Украины отреагировала на данное сообщение. В своем официальном Телеграмм-канале они сообщили, что фиксируют постоянные попытки распространения фейков, связанных с темой коронавируса, и предупредили, что распространители подобных фейков будут находится под особым вниманием СБУ.

Запомните, в Украине нет препаратов для лечения коронавируса

Маркетологи также не упустили возможности сыграть на панике людей. Так, на днях, на одном из украинских телеканалов была замечена циничная реклама “чудо-препарата”, который, якобы, действует на все сложные вирусы, даже на коронавирус. Удивительно, что создатели этого препарата до сих пор не получили мирового признания, ведь даже в Китае еще не смогли создать лекарство от COVID-19.

Вот как рекламу прокомментировала доктор Дарина Дмитриевская:

“Верх цинизма от производителя. Как поверхностный антисептик, Декасан вполне имеет право на существование и действует. Однако использование не по назначению, в виде ингаляций - нецелесообразно и опасно. Использование в небулалайзере может навредить. Юрия-Фарм, вы совсем потеряли совесть?”.

Роналду - мессия?

Благодаря СМИ мы узнали, что Роналду не только хорошо забивает голы, но и вообще - очень щедрый человк. Ведь он готов поделиться своими отелями для больных коронавирусом: превратить их в больницы и разместить там бесплатно людей.

Эта информация также оказалась фейком, который запустила испанская еженедельная газета о футболе Marca. Когда же представители сети отелей Goal, которой владеет футболист, официально опровергли данное сообщение - редакция быстро удалила новость. Но было поздно. Более того, некоторые СМИ до сих пор продолжают тиражировать данный фейк.

Вывод: не всегда иностранные газеты являются надежными источниками.

Кашляющие египтяне

Не менее известная новость, которая всерьез напугала население, была опубликована 12 марта. В ней говорилось про то, что в Борисполь прибыл самолет из Италии и на его борту есть инфицированные. При чем информацию разместил на своей странице Фейсбук некий блогер, но за короткий период времени эту тему уже обсуждали на одном из самых известных телеканалов Украины (именно на том, на котором и рекламировали лекарство от коронавируса).

СМИ не брезговали громкими заголовками и писали про то, что на самолете полно кашляющих египтян. Хотя, если посмотреть видео блогера, кашляющих там можно заметить с трудом. Кстати, видео уже набрало более шести миллионов просмотров.

Позже сотрудники авиакомпании опровергли заявления блогера, а по словам Минздрава, тесты на коронавирус показали, что все пассажиры рейса здоровы.

Инструкция от эксперта


Сергей Коноплицкий, основатель агенства контент-маркетинга CMdigital


Типичный сценарий распространения фейков выглядит так: человек читает новость, которая его удивляет или тревожит. Если это фейк, то он может быть двух видов. Первый - полная ложь, второй - частичная правда, но в целом - ложь.

У человека возникает желание поделиться с кем-то этой новостью, так он и становится жертвой и распространителем фейков.

Соответственно, основная проблема в определении достоверности источников.

Что нужно делать, чтобы не переживать попусту и отличать правду от вымысла? Ниже несколько конкретных рекомендаций:

  1. При создании новостей, задача СМИ собрать как можно больше трафика, поэтому некоторые злоупотреляют шоковыми заголовками и контентом. А фейки вообще построены на том, чтобы вызвать эмоциональную реакцию. Но при чтении новостей важно включать не эмоции, а рациональное или критическое мышление. Если что-то вызывает сильный эмоциональный отклик, задайте вопрос: "С какой целью может быть написана эта новость? Может ли эта информация быть кому-то выгодна? Почему об этом больше никто не пишет? (если новость вы услышали впервые)".

  2. Прислушайтесь к здравому смыслу. Иногда новость может звучать настолько неадекватно, что здравый смысл будет протестовать внутри вас. Не заглушайте его желанием поделиться “сенсацией”.

  3. Смотрите источник информации. Если это какой-то неизвестный сайт или блог, или информационный сайт, но перегруженный подобными “сенсациями”, тогда новость ставится под сомнение. Если информация идет от человека, смотрите, насколько он авторитетный в обсуждаемой теме. О коронавирусе что-то новое могут говорить медики, эпидемиологи, ученые, но вряд ли политики или чиновники, если это не касается их зоны ответственности. Проверьте, кто еще пишет о новости. Если это сразу несколько серьезных изданий, информационных агентств, тогда уровень доверия к новости возрастает.

  4. Проверьте факты в изложенной информации. Часто в фейках ссылаются на несуществующие институты, научные учреждения, людей науки, которых вообще не существует. Сейчас, достаточно использовать Google, чтобы найти подтверждение.

В период потока тревожных новостей, важно не забывать древнюю мудрость, что “все проходит”. Перенесите фокус внимания на тот этап, когда эпидемия закончится. Это будет новый этап в жизни общества, завершится карантин, люди вернутся к привычным формам работы и учебы, восстановится транспортное сообщение. Готовьтесь к хорошему, оно тоже неизбежно, поскольку все циклично.

Читай также

Предприниматели, у которых нет доступа в Интернет, вынужденно прекратят работу с 2025 года

Причина

Forbes Ukraine опубликовал рейтинг крупнейших частных компаний Украины

С выручкой от 4,7 миллиарда гривен

Президентские выборы в Украине могут состояться 25 мая 2025 года

The Economist оценивает шансы двух кандидатов

В РФ приняли закон о миллионных штрафах за "пропаганду чайлдфри"

О нежелании иметь детей можно говорить только в трех случаях

На упаковках популярных детских кукол по ошибке напечатали ссылку на порносайт

Производитель приносит извинения 

В МОН заявили, что высшее образование в Украине должно стоить дороже

Минимум три тысячи евро

Волонтер Сергей Стерненко заявил, что его объявили в розыск по указке главкома Сырского

Из-за жесткой критики военного руководства

98% повесток рассылают украинцам, которые официально нигде не работают

«Не платят ни одной гривны налогов»

Солдаты КНДР, которые в РФ впервые получили доступ к Интернету, подсели на порно

Дорвались 

Букмекеры принимают ставки на то, закончит ли Трамп войну в Украине в ближайшие 3 месяца

Какая вероятность выполнения предвыборных обещаний