Украинские авиакомпании не рады соглашению об открытом небе с ЕС

Иностранные авиакомпании, включая Ryanair и WizzAir, теперь могут предлагать внутренние рейсы в Украине. Местные авиакомпании против соглашения об открытом небе между Украиной и Евросоюзом.

Украина и Европейский Союз 12 октября открыли небо для авиакомпаний, подписав соглашение о совместном авиационном пространстве. Частично оно начинает работать сразу и позволяет местным авиакомпаниям летать в любой аэропорт ЕС, а европейским – в любой аэропорт Украины. Все, что нужно, – прямое соглашение с аэропортом.

Не забудьте подписаться на канал Gloss.ua в Telegram

До этого правительства стран могли отказать в этом праве, оставляя на некоторых маршрутах монополию своих государственных перевозчиков. Так было на некоторых рейсах в Финляндию, Чехию, Германию, Голландию и Бельгию, «Теперь мы сможем планировать рейсы из Украины в любом направлении без лишних согласований», – говорит Евгений Хайнацкий, гендиректор Bees Airline.

Открытое небо поможет нарастить количество маршрутов из Украины, усилить конкуренцию и снизить стоимость билетов, уверены эксперты. «Мы увидим результаты уже во время сезона отпусков летом 2022 года, – говорит экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян. – При правильной государственной политике и поддержке национальных авиакомпаний в ближайшие три года пассажиропоток может увеличиться до 40 миллионов пассажиров». В 2019 году авиационный пассажиропоток в Украине был 24,3 миллиона человек, передает Forbes.

Однако полностью договор заработает только после ратификации парламентом Украины, государствами-членами ЕС и Европарламентом. И когда это произойдет, авиакомпании из ЕС получат свободный доступ к маршрутам между городами Украины. Отечественные авиакомпании тоже смогут летать между городами Евросоюза, но с условием: конец или начало маршрута должно быть в Украине.

Если это заработает в предложенном варианте, местные авиакомпании могут не выдержать жесткой конкуренции на внутренних рейсах, говорит Евгений Хайнацкий, гендиректор Bees Airline. Основная причина: они обязаны платить высокий акциз на авиатопливо и НДС на внутренние рейсы. По словам главы SkyUp Дмитрия Сероухова, на европейских рейсах таргетируемый показатель для аэропортовых сборов не превышает 10% стоимости билета, а на внутренних – это 37% с учетом НДС. «Выполнить прямой рейс Киев–Львов может быть дороже, чем такой же рейс через Варшаву», – отмечает он.

Иностранные компании вроде Wizz Air и Ryanair, скорее всего, будут уплачивать НДС ниже, чем в их странах, поэтому смогут демпинговать цены, говорит Виктор Логвиненко, экс-региональный менеджер «АэроСвит» и МАУ. «Они могут предложить, например, полеты Киев–Одесса за €5», – говорит Логвиненко. По его словам, даже если придется НДС уплачивать в Украине, им как иностранным юрлицам его все равно возместят. «Мы даем возможность иностранным компаниям зарабатывать деньги в Украине, но ничего с этого не получим в плане налоговых отчислений», – сетует он. – К тому же существует риск, что украинские авиакомпании умрут, не выдержав конкуренции». Самый дешевый билет МАУ на рейс Киев–Одесса в октябре – €50.

Ирландская компания Ryanair уже заявила о планах агрессивной экспансии на украинский рынок после подписания соглашения. «Единственный рынок, на который хотел бы указать, – это Украина», – сказал директор авиакомпании Майкл О’Лири инвесторам Ryanair во время презентации годового отчета в сентябре. Компания хочет летать из 12 аэропортов страны. Сейчас она летает из пяти.

Этот пункт соглашения об открытом небе должен быть пересмотрен, потому что он нарушает права отечественных компаний, говорит Сероухов. Он также просит открыть внутренний рынок ЕС для украинских авиаперевозчиков. По словам Омеляна, Украина сможет инициировать пересмотр договора после ратификации.

Рынок наземного обслуживания (хендлинг) тоже будет либерализован: свой сервис смогут предлагать внешние игроки. Сейчас эта услуга – монополия аэропортов.

Читай также

Ученый назвал имя самого богатого человека в истории Украины

Настоящий магнат

«Самый влиятельный руководитель администрации президента в истории»: Washington Post подготовил большой материал про Андрея Ермака

Зеленский – "хороший полицейский", а Ермак – "плохой полицейский"

За время полномасштабной войны иностранцы открыли в Украине 2652 компании: кто чаще всего создает бизнес

Топ-перечень иностранных инвесторов

Александр Свищев и Григорий Козловский передали средства центру Unbroken на изготовление качественных протезов для наших военных

Подлинность видео с инопланетянами в Лас-Вегасе подтвердил известный криминалист

Смотрим видео с огромным пришельцем

«Укрпочта» будет выставлять на аукцион посылки, которые никто не забрал в течение полугода

От 10 гривен за товар

В интернете продают «маски женщины для уклонистов» за 14 тысяч гривен (фото)

Пользователи сети не удержались от шуток

Украинские школьники, которые сейчас в 6-м классе и младше, будут учиться 12 лет

Что изменит реформа Новой украинской школы

Стивен Кинг предложил Зеленскому и Путину сойтись в поединке один на один

На кого делает ставки сам писатель и кто поддержал его идею

Рада на этой неделе может принять новые штрафы за нарушение мобилизации и военного учета

Какими будут суммы штрафов