Дидье Маруани: музыкант или инженер?
Ему бы в баскетбол играть - с таким-то ростом. Однако и на сцене он здорово смотрится - видно с последнего ряда. Черные волосы до плеч, ровный, спокойный голос. Это - Дидье Маруани, основатель, автор музыки и главный исполнитель группы "Спейс", которая с 1982 года выступает под названием "Париж-Франция-Транзит".
"Однажды, это было в 1976 году, мне предложили написать музыку для телепередачи о космосе," - рассказывает он. - "Я написал. Она полностью исполнялась на синтезаторе. Тогда к таким звукам еще не привыкли, они воспринимались странно. Мне говорили: это какая-то звездная музыка. Передача, увы, так и не состоялась. Но в конце концов я снова оказался в студии звукозаписи с несколькими музыкантами, чтобы продолжить работу. Так родились группа "Спейс" и мой первый диск, который мы записали вместе,- "Волшебный полет". Сначала - песня, потом - группа."
К тому времени Дидье Маруани, родившийся и выросший в семье известных парижских импресарио, уже выступал как певец. Однако ни на одной пластинке "Спейс" вы не найдете его имени, хотя именно он сочинил всю музыку. Почему?
- Автор музыки - Экама. Это мой псевдоним, - объясняет Маруани.
- Дидье, что-нибудь изменилось с тех пор, как "Спейс" превратился в "Париж- Франция-Транзит"?
- Изменилось многое - прежде всего я сам. Но музыка осталась моей, - смеется он. - Может, она стала более ритмичной, но ее основа по-прежнему - мелодия. Нельзя забывать и о техническом прогрессе - о совершенствовании музыкальных синтезаторов. Теперь я играю на очень сложных инструментах, подключенных к микро-ЭВМ. Раньше таких не было. Поэтому музыка стала более изысканной.
- Ты получил высшее, "классическое" музыкальное образование. Это как-то сказывается на творчестве?
- На мелодиях, которые я сочиняю, - без сомнения. Это естественно: у музыканта всего семь нот, и ничего тут не поделаешь.
Я начал играть на рояле в пять лет. Ноты и буквы научился читать одновременно. Тогда я жил с родителями в Монако, там же начал ходить в консерваторию. Потом мы перебрались в Париж, так что окончил я уже столичную консерваторию - по классу фортепьяно. Писать музыку начал в тринадцать лет. А уже в восемнадцать понял, что не стану ни исполнителем классической музыки, ни композитором, работающим в классическом жанре. Впрочем, любимый мой композитор - Шопен. Он мне ближе других. Люблю Бетховена, Чайковского, Моцарта - люблю за романтизм, силу, мощь...
- А что ты думаешь о современной французской песне?
Франция, можно сказать, захвачена английской и американской музыкой. Но это всемирный феномен, ему противостоять трудно. Жаль, но французская песня сегодня потеряла свое прежнее культурное значение, она сейчас в трудном положении.
- В соседней Италии, например, этого не произошло...
- Действительно, итальянские песни имеют колоссальный успех. Итальянцы сделали ставку на развитие именно национальных традиций, сохранили свои чудесные мелодии. Вместе с тем многие исполнители и в этой стране поют по-английски.
- Ты ведь тоже поешь поанглийски...
- Нет, пою не я... в группе есть певец. Но все объясняется просто. Еще 30-40 лет назад французский язык признавался как международный, теперь - везде говорят только по-английски. Но это не снимает вопроса о том, как добиться восприятия французской музыки и французской песни за пределами нашей страны.
- "Спейс" - это в прошлом, а что же группа "Париж-Франция-Транзит"?
- После нашего диска 1983 года и поездки в Советский Союз вместе мы не собирались. Я выступаю с сольными концертами. Не так давно вернулся из Праги. На столе у меня - сценарий кинофильма, к которому мне заказана музыка. А пока пишу мелодии для нового диска: для этого мне нужен только один человек - инженер звукозаписи. В общем, могу сказать, что сейчас группа - это два человека: Дидье Маруани и его постоянный напарник Дени Коттар. Надеюсь, скоро выпустим новый альбом.
- Тебе хотелось бы еще раз побывать в Советском Союзе?
-Очень. Я давно знаком с успехом, но выступления в СССР останутся важнейшим этапом в моей жизни. Ваша аудитория невероятно искренняя, мне кажется, она более чувствительна к музыке, чем любая другая. Когда я играл в "Олимпийском", я просто физически ощущал, что доставляю удовольствие тысячам людей. Я очень хочу вернуться и обязательно с новой программой!
Дидье разрешил открыть мне маленький секрет: он думает о создании целого музыкального спектакля об Октябрьской революции...