Jazz in Kiev - 2010: Херби Хэнкок и все-все-все! (+30 фото)
Фестиваль Jazz in Kiev привлекает тем, что за свою трёхлетнюю историю он явил Украине многие громкие имена мирового джаза. Молодых и опытных, разных по настроению и звучанию, уже ставших или только становящихся выдающимися. От Авишая Коэна до Эла Джерро, от Майка Стерна до Spyro Gyra. В этом году данная тенденция продолжилась, пополнив состав выступающих еще более известными музыкантами. Среди них были Ли Ритенур, Yellowjackets, Oregon и, конечно же, мэтр Хэрби Хэнкок.
День 1. Классики и современники
Открытия все ждали с нетерпением по нескольким причинам. Помимо стандартного желания настоящего мирового джаза, оно должно было явить признанную, но мало знакомую украинскому слушателю личность - аргентинца Дино Салуцци. Знаете ли вы, что такое бандонеон? Вот-вот, действительно мало кто знает. Это была еще одна причина послушать маэстро Салуцци, да не самого, а в сопровождении киевского камерного оркестра New Age orchestra, немецкой виолончелистки Ани Лехнер, и брата - саксофониста Феликса Салуцци.
Начало концерта было несколько неожиданным для киевских поклонников джаза. Ведь вместо привычных "диких" ритмов зритель погрузился в академическое звучание целого оркестра, исполнявшего классическую музыку с отступлениями под эгидой бандонеона Салуцци. Ах да, все-таки о бандонеоне - он представляет собою квадратный инструмент - смесь аккордеона и гармони (во всяком случае, с виду). А у сеньора Салуцци этот инструмент был к тому же явно проверен временем и излучал ауру богатых традиций и опыта. Впрочем, эта "академичность" не отразилась на теплом приеме публики. А особо порадовало то, что ни у одной… ни у одного посетителя за время довольно тихого (хоть и оркестрового) выступления не зазвенел мобильник.
Во втором отделении на сцену вышли Yellowjackets - группа старых добрых джазменов, которые и зажгли ожидаемые классические ритмы. Это был тот традиционный джаз, сочетающий в себе и разгульность, и балладное спокойствие одновременно. Если подводить совсем уж грубую характеристику, то выступление Yellowjackets действительно показало и традиционную форму джазовой музыки, и то, как велик диапазон этой формы. Ну и особый интерес вызвало то, что группа играла композиции из самых разных этапов своего творчества. А разница, местами, действительно велика.
День 2. Индейские мотивы и горячая гитара
Что касается посещаемости, то второй день фестиваля вызвал чуть больше интереса. В принципе, это не мудрено. Во-первых, так бывает довольно часто, а во вторых, в этот день на сцене должна была появится настоящая знаменитость - один из лучших джазовых гитаристов мира Ли Ритенур.
Однако начавшая вечер группа Oregon стала для публики очень позитивной неожиданностью. Все дело в стиле, который для многих был настоящим открытием. Oregon начинал еще в далеких 70-х, когда не было сформировано ни единой картинки, ни какой-либо определенной "фишки" группы. Впрочем, появилась эта "фишка" довольно быстро. Уникальность Oregon'а в занимательном соединении традиционной североамериканской музыки с джазовыми импровизациями. Представьте себе индейские мелодии, которые вы знаете в основном благодаря фильмам, после которых квартет вступает в единую джазовую перепалку с кучей импровизаций, порой очень изощренных.
Особое восхищение вызвала коллекция духовых инструментов Пола МакКендлесса. Вряд ли кто-то пересчитал их все: тут тебе и классический саксофон, кларнет-баритон, гобой, целая россыпь различных дудочек и сопелок.
Ну а что касается Ли Ритенура, то в отдельном представлении он вряд ли нуждается. Гитара Ритенура действительно стерла границы между жанрами. Местами слушатель забывал, что находится на джазовом фестивале благодаря технике и смешанному стилю самого гитариста и приехавшего с ним квартета. Помимо джазовых струнных импровизаций, на сцене Ритенура находилось место многим компонентам самых разных стилей. Блюзовые клавиши, рок-н-ролльный запал, и т.д и т.п. Единственное, что объединило все эти элементы - драйв, который не так часто дается белым джазовым музыкантам (простите за навешивание ярлыков).
После последней официальной мелодии некоторые зрители потянулись к гардеробам, не дожидаясь выхода на бис. А зря. Выход был, привлек в проходы фанатов и еще больше раззадорил публику. Окончательное впечатление от Ритенура вышло светлым, пёстрым и позитивным. Можно ли желать чего-то еще?
День 3 - Отец-основатель
Оказалось, что можно. Конечно, выступление Херби Хэнкока и без лишних прелюдий было самым ожидаемым событием фестиваля. Если честно, вспоминается не так уж много концертов, где перед входом билеты не предлагают, а спрашивают. Здесь было именно так. Ну, еще бы - джазовая легенда, человек, в 11 лет сыгравший "Концерт для фортепиано № 5" Моцарта, обладатель Грэмми, музыкант, работавший с Майлсом Дэвисом… Все это Херби Хэнкок.
Уже в начале концерта Херби не только лишний раз убедил нас в том, что сегодня будет чудный вечер, но и продемонстрировал свое невероятное обаяние, о котором в 70-то лет стоить мечтать каждому. Он познакомил всех со своим новым проектом "Imagine" (Леннон вспоминается не случайно), рассказал о том, каков гуманный посыл этого проекта, а дальше закрутилось.
Описывать музыку словами вообще затея неблагодарная, но в случае с Хэнкоком это еще сложнее раза в три. Здесь дело имеешь с постоянным вихрем хитрых музыкальных комбинаций, калейдоскопа жанров (Хэнкока считали "своим" далеко не одни джазмены) и настроений. Сначала ты пытаешься следить и вычислить секрет исполнения, понять, что же делает его особенным, учитывая то, что звучание Херби вроде бы вполне милозвучное и не изобилует авангардизмом.
Но когда звучит песня, переходящая в единоличное фортепианное соло Хэнкока, все это длится минут 15, а потом переходит в новый мощный ритм, ты понимаешь - понять это мастерство путем нехитрых комбинаций не выйдет. С Хэнкоком в Киеве была прекрасная группа и интересная вокалистка (к слову, тоже представляющая лейбл Blue Note) Кристина Трейн. Вместе с клавишником Грегом Филингейнсом они составили чистый и мощный вокальный дуэт, который был так уместен под музыку маэстро.
В программе было немало парафразов на песни "великих", живо переделанные под джазовый контекст. "Exodus" Боба Марли, "Times they are a-changin'" Боба Дилана, и, конечно же, "Imagine" Джона Леннона.
Ну а выйдя на бис (поговаривают, что в США Хэнкок делает это довольно редко), Херби и команда, что называется, зажгли. В проходах столпился ликующий люд, барабанщик одарил нескольких человек палочками, Хэнкок пожал тянущиеся руки, дарил девушкам только что подаренные ему цветы, ну и продолжал вытворять чудеса на клавишах. В конце у тебя возникает ощущение идеально спланированного и прекрасно сыгранного действа, которое должно было быть именно таким, каким было.
И вот тут наступает время цельного и неподдельного восторга.