Концерт A-HA в Киеве: Гуд бай, эпоха! (+30 фото)
Вспоминается очень немного современных групп, которых уверенно можно назвать голосами эпохи. А те, что вспоминаются, в последнее время либо уходят в небытие, либо начинают делать то, после чего думаешь "Лучше бы они все-таки ушли в небытие". В киевском Международном выставочном центре дала прощальный концерт группа сразу нескольких поколений, отличающаяся от многих других тем, что уходит она так вовремя. "A-ha" заканчивает, все еще будучи актуальной и современной. А это, согласитесь, удается далеко не каждому.
Клип, появившийся летом 2010-го, многих застал врасплох. "A-ha" стабильно гастролировала, редко, но метко писала новые альбомы и с былым энтузиазмом выдавала клипы на новые хиты. И пускай критики по-разному относились к новому творчеству старой команды, это творчество продолжало быть качественным и интересным. Но клип на песню "Butterfly" изменил все. В нем солист легендарной (пожалуй, это не громкое слово) норвежской группы поет откровенно ностальгичный текст, попутно вспоминая былые времена и трогательные отрывки из знаковых музыкальных видео. Это говорило об одном - о печальном прощании с миром. В смысле профессиональной деятельности.
Киевский концерт начался с простительным получасовым опозданием, но группа вышла, словно наверняка будучи уверенной в каждом своем шаге. Еще бы - здесь и зритель, и сами музыканты знали о желаемом эффекте от последнего концерта "A-ha", который смог увидеть украинский зритель. Несколько лет назад группа уже посещала Киев, тогда поводом было представление альбома "Analogues". Да и программа выступления не была предрешенной, как сейчас (25 лучших хитов за 25 лет существования). В нынешнем же концерте все подсознательно настраивались на слезы светлой грусти. Которые на лицах некоторых особо преданных поклонников после выступления можно было созерцать.
Начали "A-ha" резво и практически не прерывали своего выступления на большие паузы. Исключением были обращения солиста Мортена Харкета и сооснователя Пола Вектора. В остальное же время хиты сыпались одни за одним. "Summer moved on", "Forever not yours", "Minor Earth, Major sky" и так далее. Конечно, всего репертуара не сыграешь, поэтому не менее удачные песни, как "Lifelines", "Velvet" или "Holyground", теперь останутся на дисках.
Зрители были, пускай и без лишнего фанатизма ("A-ha" все-таки не "Metallica"), но подготовлены к выступлению кумиров - VIP-зону окружили фанаты, у одного из которых в руках был норвежский флажок, у другого - приветствие на норвежском и названия любимых песен и так далее. Можно было бы поговорить о недостатках и достоинствах такой арены, как МВЦ и организации, однако это, пускай, останется правом каждого слушателя.
Чем больше любимых песен звучало, тем ближе подбиралось осознание окончания. И вот Мортен и команда заиграли полуакустический вариант "Butterfly", который оказался еще мелодичнее и пронзительнее классического синт-попа. Настроения менялись, медленные сентиментальные баллады о любви и вечности уступали прямо-таки полурокерской избыточности той самой "A-ha", которая когда-то покорила мир - молодой, энергичной и новой. Сейчас же перед нами стояли уже скандинавские классики, проверенные, в костюмах, но ни в коем случае не архаичные.
Трудно представить, что на заре карьеры - в середине восьмидесятых, "A-ha" сами чуть было не разочаровались в выбранном деле. Несколько раз они приезжали в Британию в поисках счастья, несколько раз у них через неделю-другую заканчивались деньги, и они возвращались в родную Норвегию на заработки. Да и первый эпохальный хит группы "Take on me" выстрелил только с третьей попытки, благо терпения продюсеров Warner music хватило. После успешного старта группа развивалась, собирала многотысячные концерты по всему миру, записывала саундтреки к "Бонду" и даже успела разойтись. Однако на долго этого не хватило - спустя три года музыканты сами заскучали друг без друга, да и фанаты с протестующими транспарантами выходили под окна домов национальных норвежских героев.
Над сценой вдруг появилось большое изображение книги под условным названием "A-ha: 1985 - 2010", в которой изображения кудрявых юнцов в смешных джинсах возникали рядом с фотографиями дядек-мэтров, которым уже под 50. Вместе с картинками нас словно переносили по пусть и не самому долгому, но очень насыщенному периоду жизни. Об этом со сцены сказал и сам Мортен. Полуторачасовой концерт близился к завершению, и апогей сплоченности пришедших на концерт вызвала как раз "Бондовская" песня "The Living Daylights". Фанаты снова и снова затягивали "О-о-оо" Мортена, после чего группа как-то неожиданно попрощалась и ушла со сцены. Нет, конечно, все ожидали, но хотелось еще. Выйдя на бис, "A-ha" закончили тем, с чего начинали в далеком 85-ом. "Take on me" раззадорил публику еще пуще прежнего, однако эта песня была последней уже по-настоящему. Здесь не было душещипательных длинных монологов и церемониального прощания. Собственно, даже успеть осознать это сполна практически не представлялось возможным.
Но 4 ноября стал днем прощания с группой, которая показала, как поп-музыка может быть не только качественной и интересной, но и, возможно, выдающейся. Выйдя из зала, тебя охватывают двоякие чувства - с одной стороны, безусловно жаль прощаться с такой "глыбой", как "A-ha". С другой стороны, ты восхищаешься тем, что этот уход выглядит достойно. И вроде бы ожидаемая "светлая грусть" приходит все же неожиданно.