Фильм "Откуда ты знаешь": цель не оправдывает средства
Пару недель назад вопрос дефицита хороших романтических комедий уже вставал в отечественном прокате. Картина «Больше чем секс» оставляла желать лучшего в плане откровенностей на извечную тему молодых и страстных отношений. Новый фильм довольно опытного режиссера Питера Л. Брукса и гениального оператора Януша Камински, снятый за 120 млн. долларов (!), ситуацию, к сожалению, не изменил (если не сказать, усугубил). Здесь, как и в Союзе, нет никакого секса, а 40-летние персонажи ведут себя, мягко говоря, странно. Впрочем, все по порядку.
Странноватыми методами «Откуда ты знаешь» пытается понравится зрителю с самого начала. Мы наблюдаем за девушкой, а сперва – девочкой, Лизой (Риз Уизерспун), которая с детства лучше всего преуспела в совсем неженском занятии – махании битой по мячам. В это же самое время на честного и страдающего болезненной застенчивостью директора крупной фирмы Джорджа (Пол Радд) открывают федеральное расследование, а на десерт его бросает подруга. В связи с этим, он влюбляется в бейсболистку, но не тут-то было, ибо у неё, буквально только что, возник роман с профессиональным бейсболистом Мэтти (Оуэн Уилсон). Увенчивает всю эту цепочку отец Джорджа – Чарльз (Джек Николсон), который явно темнит с самого начала, но всё же остается Джеком Николсоном.
Нельзя сказать, что, несмотря на именитый исполнительский состав, ты настраиваешься на «Откуда ты знаешь». Напротив, каким-то загадочным образом постер выдает тебе тайну о том, что фильм должен получиться проходняком, с редкими, но меткими всплесками Джека Николсона. Настраиваешься на конвейерный, но безобидный фильм, коих (часто, кстати, с этими же актерами) вышло за последние годы десятки. Цепочка несмешных и стандартных шуток сменяется звеньями смешных, сюжетные ходы случаются, не вызывая у тебя никаких эмоций, но все же оставляют за собой намёк «сейчас все начнется».
Но где-то на 40-й минуте тебя начинают терзать сомнения. И, как ни странно, совершенно не такие, как обычно. Легче всего предположить, что в один момент кино начнет по образу и подобию своих собратьев пошлить скудностью мысли и отсутствием цели. Но нет – оно упорно продолжает не вызывать у тебя интереса, хоть ты и смеешься над редкими шутками. Ну а когда это состояние не проходит и после первого часа, то уж тут начинается недоумение.
Как могут персонажи, которым по сорок лет (и, цитируя классику, «большая половина жизни уже прожита»), вести себя, как школьники со слегка заторможенным развитием? Как можно сопереживать и уж тем более полюбить Риз Уизерспун в роли, к которой у тебя по определению должна проснуться хоть капля влюбленности? Почему в целом интересного комедийного актера Оуэна Уилсона вечно втягивают в такое вот кино? И вроде все стараются, но почему до самого конца почти всё столь вторично, малоинтересно и не ново?
"Если бы суть фильма можно было бы сформулировать вопросом, я бы так продолжила название: "Откуда ты знаешь, когда по-настоящему влюбишься?"
Большинство своих известных работ Питер Л. Брукс (помимо, пожалуй, «Теленовостей») построил на Джеке Николсоне. Не хочется связывать такую… пустоту фильма, именно с тем, что на этот раз он этого не сделал. Однако между его «Языком нежности» или «Лучше не бывает» и «Откуда ты знаешь» - пропасти космических масштабов. Иногда пестрит крупными планами и виртуозно выстроенным светом удивительный оператор Януш Камински («Список Шиндлера», «Спасение рядового Райана» и другие «спилберговские» фильмы), однако трудно представить, что заставило его работать в этом кино. Ну мы, конечно, не будем опускаться до того уровня, чтобы спрашивать: «куда ушли 120 миллионов?». Но все же странно, что результат от всего вышеперечисленного не изменился совсем.