Фильм "Бьютифул": очищение через страдание
Оскаровская гонка только закончилась, в ней были свои фавориты и те, кому изначально мало что светило. Мексиканский фильм "Бьютифул" известного режиссера Алехандро Гонсалеса Инъярриту критика восприняла очень неоднозначно. Впрочем, это не помешало ему попасть в две, да еще какие номинации! В Украине премьера фильма пока не состоялась, поэтому специальный показ в кинотеатре «Баттерфляй Ультрамарин» собрал полный зал.
Шаг за шагом мы узнаем, чем живет Уксбаль (Хавьер Бардем), вроде бы обычный испанец средних лет. На жизнь он зарабатывает тем, что хоть и эксплуатирует эмигрантов из безнадежных стран, все же дает им хоть какую-то работу и надежды. Китайцы шьют а-ля виттоновские сумки, сенегальцы продают на улицах Барселоны всякое барахло. Попутно Уксбаль воспитывает двух чудных деток (дети в фильмах Иньярриту всегда особо трогательные), отсуженных у вроде бы доброй внутри, но психически неуравновешенной бывшей супруги. А в остальное время он может общаться с мертвыми, так и не покинувшими этот мир, и думать об умершем молодым отце, которого никогда не видел. И еще – у него обнаруживают рак.
Когда я писал сценарий, я думал только о Хавьере, так что альтернатив не было. Ну, и мы еще вместе хотели поработать… Но главное, что именно он подходит для того, чтобы выразить всю сложность и многослойность своего персонажа.
На первый взгляд кажется, что этот фильм - самый «локальный» в фильмографии Иньярриту, даже более, чем «21 грамм». Однако позже это впечатление затирается - истории общечеловеческих страданий хоть и не разбросаны по всему миру, как это было в «Вавилоне», но напротив – стягиваются в одну точку пространства и времени. Линии персонажей, от самых незначительных до главных, снова переплетаются, пускай на этот раз не с такой виртуозной внезапностью, как обычно. Но выгибая свою линию сюжета, Иньярриту оставляет нам предостаточно времени, чтобы проводить аналогии возникающих драм со своей собственной жизнью. Отцы и дети, крах надежд и желаний, человеческие пороки и невозможность гармоничного сосуществования всего этого.
Почти все свои предыдущие картины Иньярриту ставил по сценариям своего соотечественника Гильермо Аррьяги. В этот раз сам решил взяться за перо, в результате чего навлек на себя немало критики. Мол, драматургия разваливается, есть самоповторы и так далее, и тому подобное. Конечно, нет пределов гнева критики, но существенно Иньярриту пошел на вынужденную слабость в одном. А именно – рак главного героя. Возможно, это задает слишком определенный тон повествованию, заставляет оценивать героя по обстоятельствам, а не поступкам.
Но полностью компенсирует все это игра Хавьера Бардема. За роль в «Бьютифул» он получил приз в Каннах и номинацию на «Оскар» за лучшую мужскую роль (что удивительно для испаноязычного фильма). Здесь чувствуется не просто «ремесленническое» мастерство актера, здесь есть углубление в метаморфозы персонажа, попытки найти связь с прошлым, отцовские черты характера и тот самый «мистический реализм», когда речь заходит о необычном даре Уксбаля говорить с ушедшими.
«Бьютифул», возможно, более резкая и чуть менее сбалансированная картина Иньярриту, чем другие. Несколько раз режиссер словно ставит точки, будто бы играет финальные аккорды, но после них снова продолжает вести свой рассказ, меланхоличный и протяжный. Фактически, это фильм имени Хавьера Бардема, и это еще одна неожиданность от Иньярриту, никогда не увлекавшегося персонификацией своих лент, даже когда собирал там звездные составы. В «Бьютифул» есть над чем поразмышлять и есть над чем всплакнуть. Здесь немало драматургических нагромождений, но и много глубокой режиссуры и фактурной актерской игры.