Фильм "Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес": много шума из ничего
Почти два года назад прокат был озарен фильмом "Девятый округ", неидеальным, но довольно свежим представителем жанра science fiction. Все благодаря эффекту псевдодокументалистики и реалистичным непустым характерам. Фильм "Битва за Лос-Анджелес" обещал пойти еще дальше, заручившись американским масштабом и парочкой известных актеров. И на этом, в общем-то, все и закончилось.
Мы наблюдаем за разношерстной группой морских пехотинцев, занимающейся тем, чем морские пехотинцы в кино занимается довольно часто. Например: помогают солдату-ботану лишиться девственности, пьют много пива, кто-то женится, а кто-то даже ждет первенца. На их фоне сержант Майкл Нантц (Аарон Экхарт) хоть и статен и опытен, но выглядит безнадежным стариком, которого к тому же мучают военные ошибки прошлого. Он собирается вот-вот уйти на пенсию, но не тут-то было. На Землю (и особенно на Лос-Анджелес) нападают инопланетные гости, сметающие всех и все на своем пути. Теперь каждый – на вес золота.
Трейлер "Инопланетного вторжения..." сразу давал понять, что ожидать от фильма можно что угодно. С одной стороны, все было как-то смазано и непонятно, с другой, ты понимал, что наконец-то тема инопланетного вторжения не выглядит как компьютерные игры 90-х. И хотя это уже не первая проба «осерьёзивания» темы, в ней есть куда стремиться. Игра в документалистику брала свое.
И действительно, в чем не откажешь создателям «Битвы за Л.А.», так это в стремлении к насилию (что поделаешь, не зря же Джонатан Либесман снимал "Техасскую резню бензопилой") . Инопланетяне здесь, не под стать другим фильмам, не дают даже шанса как-нибудь договориться. Большая часть фильма приходится, собственно, на боевые действия. А вместе с ними в ход идут сюжетные банальности, методично и хладнокровно разбросанные по всем персонажам. «Нервная» камера и достаточно ленивый монтаж усложняют зрителю задачу – часто начинаешь путать пехотинцев друг с другом и с трудом понимать, кто где находится.
Интересный факт
На основе "Инопланетного вторжения" в марте на DVD выйдет другая "Битва за Лос-Анджелес". Это типичный "мокбастер" - низкобюджетный фильм, который снимается после коммерческого успеха и на основе какого-либо блокбастера. Названия для таких фильмов подбираются таким образом, чтобы неразборчивые зрители могли перепутать и принять его за громкую премьеру или ее сиквел.
Аарон Экхарт, конечно же, стабильно неплох, но на фоне всех предлагаемых обстоятельств, это кажется компенсирующим минимумом. Где-то во второй четверти фильма на экране появляется Мишель Родригес. Она играла девушку-пилота в «Аватаре», девушку с пистолетом в «Мачете», здесь снова берется за оружие, может быть, продюсеры всех этих фильмов что-то знают? Иногда в картине назревают проблески в виде отдельных сюжетных ответвлений или занимательных постановочных решений, но и то, и другое отмирает не менее стремительно и неожиданно.
В итоге, что остается у «Битвы за Лос-Анджелес» - интересная тема и интересная форма. Даже зрелищность приедается после того, как нам показывают ничем не примечательных инопланетян и одно большое затянувшееся сражение. Может, иначе быть не должно? Может, история о столь шаблонных военных в контексте инопланетян не может быть интересной априори, так как ей трудно сопереживать? Конечно, сравнение – неблагородное дело. Но в таком кино хочется найти больше чего-то общечеловеческого. Или, по крайней мере, изобретательного.