«Меланхолия» фон Триера. Впечатления от фильма
тот, которого в мае 2011 года на Каннском фестивале объявили персоной нон грата,
тот, который на том же фестивале изрек скандальную фразу: «Мы, нацисты, совершаем великие дела…», после чего даже владельцы престижных каннских ресторанов не захотели видеть его в своих заведениях и тут же прямо с порога просили удалиться,
тот, у кого излюбленный прием шокотерапия,
тот, кто излечивается от депрессии написанием садистско-порнографических сценариев,
тот, кто снял великолепный глубокий и красивый фильм «Меланхолия».
19 июля премьера в Украине состоялась в рамках Одесского кинофестиваля. А вот вчера уже и киевлянам улыбнулась удача: киноклуб NoName Club договорился с дистрибьютором о показе для своих участников.
Но показ не получился закрытым. Все, кто узнал о том, что 20 июля в NoName Club показывают «Меланхолию», были там. Незарегистрированные пытались пройти в кинозал запретными путями, а зарегистрированные боялись, что им не хватит мест.
Людей было много. Кажется, самое большое количество за все время существования NoName Club. И все они пришли ради одного человека - Ларса фон Триера.
Сюжет прост и сложен одновременно - мир и человек, самоощущение человека в мире, взаимодействие его же со Вселенной, с окружающими его людьми: кому-то комфортно существовать, когда все просто и понятно, когда все дела и все виды общения разложены по полочкам… а кто-то любит нарушать четкую структурированность социально приемлемого поведения.
Так, главная героиня фильма Джастин, успешная рекламщица и, вроде бы, счастливая невеста. Она вроде бы радуется жизни, вроде бы улыбается своему мужу, вроде бы охотно участвует во всех свадебных приятностях, заботливо организованных ее сестрой. Но вся проблема в этой полумере «вроде бы».
- Ты счастлива?
- Да, вроде бы… Должна быть счастлива.
Семейный хоррор стал отправной точкой перелома мировоззрения Джастин. Прямиком из-за свадебного стола она отправляется в мир иных восприятий.
Ей страшно… То ли из-за того что к Земле движется удивительно красивая, но опасная планета «Меланхолия»… То ли из-за того что все то иллюзорное счастье, которое окружает ее на собственной свадьбе, не то, чего хотелось ей на самом деле… То ли из-за того что даже самые близкие люди заняты исключительно собой и не видят, не чувствуют ее страха.
Они отворачиваются в самый неподходящий момент, когда Джастин нужна поддержка и их душевное тепло, к которому она так стремилась еще с детства. Ей по-прежнему страшно… Она замыкается в себе, и ее считают сумасшедшей. Но после затяжного упадка сил ее не приемлемое для социума поведение являет собой пример особого спокойствия, размеренности и отсутствия страха смерти.
Когда все ее родственники паникуют оттого что Земля может быть разрушена «Меланхолией», когда ее родная сестра покупает яд, для того чтобы сознательно отравить всю семью, Джастин воспринимает всё как есть, становится удивительно чувствительной к миру и спокойной. Она ест варенье руками и нагишом загорает в голубом свете «Меланхолии», заменяющей солнце.
Здесь Ларс фон Триер, любитель ломать социальные стереотипы, как бы наталкивает на размышления: «Кого в современном мире считают сумасшедшим? Того, кто живет так, как хочется… страдает, радуется тогда, когда ему хочется? Того, кто не боится смерти и чувствителен к миру?»
Сохраняя интригу, возможность сделать выводы и получить собственные впечатления, добавлю, что фильм липкий и плотный, как мед. Он дает возможность почувствовать другие состояния, такие, которых мы не испытываем на бегу в обычной жизни.
Одно могу сказать с уверенностью, фильм стоит того, чтобы его посмотреть. Хотя бы для восхищения красотой видеоряда и открытия нового спектра ощущений.
Отдельную благодарность хотелось бы выразить NoName Club за премьерный показ «Меланхолии», за то что была создана особая камерная атмосфера со скрипкой и фортепиано, за настройку правильного дискурса просмотра и, конечно же, за картонные веера, которые так спасли от духоты.
Фото NoName Club