Букский каньон - популярное туристическое место в Украине, расположенное в пгт. Буки Маньковского района Черкасской области. Возраст протерозойских гранитов каньона оценивают в 2 млрд лет. Горная река Тикич, которая омывает скалы каньона, спадает с глыбы гранита, создавая шумный двухметровый водопад Выр. Неудивительно, что многие туристы норовят попасть сюда. Gloss.ua рассказывает, какие сложности могут ожидать на пути к каньону, и к чему заранее нужно быть готовыми.
Как добраться из Киева
Доехать до Букского каньона из Киева можно на авто или на автобусе.
Автобус - это более сложный вариант. С центрального автовокзала Киева ходят автобусы через Буки: Киев-Маньковка и Киев-Тальное. Утром выезжают, вечером - обратный рейс. Из Черкасс можно выехать автобусом Черкассы - Монастырище и Черкассы - Умань через Буки. Есть также варианты с пересадкой: через Жашков, Умань, Звенигородку. Точное расписание лучше уточнить на автовокзале.
Лучший вариант - это добраться на авто (если не учитывать состояние дорог, по которым придется ехать). По трассе Киев-Одесса до Жашкова, дальше в сторону Вороного и Червоного Кута. В самих Буках проезжаете плотину - это и есть начало каньона.
Также вы всегда можете воспользоваться услугами туроператоров, которые организовывает поездки сюда.
Идеально ехать сюда на выходные. Это место также популярно для альпинистов, и для тех, кто любит отдых с палатками.
Где можно остановиться
Несмотря на то, что место популярно среди путешественников, местных отелей или усадеб здесь мало.
Из доступных есть Букская усадьба.
Жилье здесь обойдется в среднем от 500 грн на двоих - все зависит от сезона и номеров.
Также можно разместиться в кемпинге "На Букском каньоне". Жилье здесь обойдется еще дешевле - от 100 грн за номер.
В селе Маньковке (18 км от Букского каньона) есть SPA-отель Reikartz Aquadar. Номер в этом отеле стоит от 1500 грн в сутки.
Что посмотреть
Сам по себе Букский каньон - это памятник природы, защищенный законом. Здесь открываются невероятные виды и есть много атмосферных мест. Помимо этого, можно насладиться сохраненной архитектурой некоторых зданий, узнав их историю.
Первая в Украине гидроэлеткростанция
Букскую Гэс начали строить в 1927 году. Трудились на стройке местные жители и делали все голыми руками, без машин или специального оборудования. Запуск ГЭС в 1929 году было громким событием того времени. Станция обеспечивала электроэнергией Буки и Маньковку, а после - более 30 населенных пунктов. В 1979 году Букская ГЭС закрыл, в 1990-х годах оборудование растащили, так что теперь от станции остались руины.
Водопад Выр
Водопад высотою 2 метра. Раньше здесь было больше воды, но к сожалению, как и многие другие маленькие реки в Украине, Горный Тикич с каждым годом мелеет.
Водяная мельница XIX века
В 19 веке Буки славился как торговый городок и это был один из центров торговли хлебом и мукой на Киевщине. На реке Горный Тикич работали 6 водяных мельниц. Из них осталось только это мрачноватое трехэтажное здание со шпилями - один из самых оригинальных образцов промышленной архитектуры Украины.
Отзывы туристов
Повторим, что Букский каньон идеально подходит для любителей "дикого" палаточного отдыха, альпинистов, и для тех, кто любит спуски на каяках.
Для тех, кто просто хочет отметиться в этом месте и сделать красивые снимки - достаточно потратить на поездку два дня. За один раз также можно посетить Умань и Тальное.
Но, несмотря на популярность места, у этой локации напрочь отсутствует туристическая инфраструктура.
Например, возле каньона сложно найти место, где припарковать авто. Парковка - неорганизованная, отсутствуют знаки, где вообще можно парковаться.
Вы не найдете никаких указателей и только один обобщенный информационный стенд. Прогулочный маршрут лучше продумывать самостоятельно перед поездкой или искать гидов (лучше также заранее, через интернет).
Проблематично найти приличную кафешку, но есть стихийная торговля и "кейтеринг" (без условий и с импровизированными рукомойниками).
Туалеты. Их очень мало и они в ужасающем состоянии.
Мусор, который массово оставляют люди, отдыхающие в палатках.
Вывод: локация абсолютно не организована для туристов, хотя могла бы приносить доход в местный бюджет. Возможно, тогда можно было бы отремонтировать дорогу, по которой добираются путешественники.