История о том, как журналистку, которая ехала в поезде в Киев, избили и пытались изнасиловать, всколыхнула всю страну. На данный момент Анастасия Луговая находится в больнице, за дело взялась полиция, Укрзалiзниця принесла извинения, а в сети активно обсуждают эту ситуацию. Среди слов поддержки женщине и возмущений случившимся находятся и комментарии в духе «сама виновата». Психолог рассказала Gloss.ua, почему люди склонны «выгораживать» преступника и как не бояться говорить о насилии.
Что произошло
В ночь с 31 июля на 1 августа на пассажирку ночного поезда по направлению «Мариуполь-Киев» Анастасию Луговую, напали. По словам Анастасии, неизвестный мужчина жестоко ее избил и пытался изнасиловать при ее сыне. Нападающий также пытался ударить ребенка, но Луговая не позволила этого сделать. После попыток изнасилования в ее купе, преступник, угрожая, завел Анастасию в свое купе. Через какое-то сын Анастасии начал громко плакать и звать маму, благодаря чему ей удалось уйти от насильника. Забрав ребенка, девушка убежала и спряталась в соседнем вагоне у проводницы.
По прибытии поезда в Киев виновный был задержан полицией. Им оказался Рудзько Виталий Евгеньевич, 1975 года рождения, ранее трижды судимый за угон, хулиганство и кражу. Сейчас ему готовят подозрения в нанесение телесных повреждений средней тяжести и попытку изнасилования. Ему грозит арест без права на выход под залог.
психолог
Насилие – это всегда стресс для организма, для психики в целом. Это стресс и для самой пострадавшей, и для свидетелей тоже. Среди комментариев под постами в соцсетях Анастасии есть добрые, поддерживающие слова. Но есть и разрушающие, унижающие, обесценивающие как и саму пострадавшую, так и ситуацию в целом.
С психологической точки зрения этого негатив тоже можно объяснить:
- Общее неверие в правдивость информации. Ведь сейчас (особенно после карантина) информационный поток в СМИ велик и разнообразен. И информация эта, зачастую, негативного характера. Поэтому психике человека лучше «спрятаться» и все назвать «ложью, инсценировкой»...
- Атмосфера в обществе весьма критично накалена: сокращения, неизвестность, страх войны и нападения… Все это провоцирует людей сразу защищаться агрессией и нападением. Или обесцениванием: «все это неправда», «сама виновата» и прочее.
- Внутреннее «чувство зависти». Зависть про то, что она так смогла. Смогла рассказать, «вынести сор из избы», «понимала, что будут критиковать и унижать, а все-таки привлекла к вниманию, призвала к помощи». Я не оцениваю сейчас мотив самой героини сюжета. Я оцениваю иную сторону, реакции комментирующих.
С психологической точки зрения все имеет место и право быть. Не все мы способны преодолеть стресс, справиться с неидеальностью этого мира и остаться безучастным. К сожалению, даже «разрушающие» и резкие комментарии имеют право на существование.
И для меня, как для специалиста, это свидетельство о том, что такие темы как «насилие», «травля», «конфликты», «кризисы» должны быть освещены в СМИ. Нужно открыто говорить о профилактике, знакомить с такими феноменами, рассказывать, как они проявляются и как нужно и можно от них уберечься. Нужна серьезная просветительская работа.
Что делать тем, кто пострадал
Тем, кто пострадал в подобной ситуации, а это могут быть и женщины, и мужчины, в моей практике было и такое, нужно не бояться обратиться за помощью.
- Ресурсы защиты и обеспечения. Это центры по работе с пострадавшими, это приюты, временные убежища для пострадавших. Есть центры куда можно обратиться: Центр по роботі із жінками на станции метро «Лукьяновская» – один из них.
- Профессиональная и высококвалифицированная помощь. Ведь это не только частные случаи, как в данном случае, но и домашнее насилие в том числе. Для работы с «насильником», «жертвой» и «свидетелями» нужны психолог, психотерапевт, иногда и психиатрическая помощь пострадавшим и зачинщикам.
- Юридическое сопровождение. Это уровень и вовлечения государства и органов правоохранительного порядка. Не раз мои клиенты описывали «уничижающее поведение» представителей органов правопорядка в ситуациях обращения к ним за помощью. А когда человек находится в стрессе, он уязвим и раним. Редко кто из пострадавших в такой ситуации пойдет «воевать за свои права» в вышестоящие инстанции. Вот поэтому и мало обращений и жалоб, а отсюда и «закрытых» дел без наказания виновных.
Важна психологическая позиция самого пострадавшего, его виктимное-жертвенное поведение и установки: «Я никому не нужна», «Зачем привлекать внимание» и прочее. А это все от воспитания в родительской семье. Поэтому правильное воспитание ребенка с уважением и ценностью к себе, к своему телу и душе – главная профилактическая мера.
Как найти в себе силы попросить о помощи?
Искать и находить. Конечно, проще и легче это делать со специалистом, с психологом который имеет опыт работы с жертвами насилия. Это поможет пережить боль и последствия этого стресса, ощутить ценность себя как человека и как женщины/мужчины. А главное, с психологом проанализировать свои установки, чтобы потом выстраивать отношения с другими на основе уважения или вообще уметь распознавать опасность в потенциальном насильнике.
Но если сидеть и молчать, то эта ситуация никак не решится. Если не просить о помощи – этот негативный опыт будет мешать в работе, в отношениях и отражаться на здоровье. Дорогу осилит только идущий, поэтому обращайтесь за помощью, говорите об этом опыте с людьми которым доверяете, просите сопроводить вас в специализированные инстанции. Стучите в разные двери – и вам откроют! Только стучите!