Хоры. Суды. Призраки
Все ли должно стать выпуклым и прямолинейным? Чтобы никто не додумался?
С другой стороны, мода на новую интеллигентность. Без этого вперед не двинуться. Поэтому на афишах появились, подзабытые было имена: Володин и, конечно, Достоевский. Куда же без них? Классики здесь главный авторитет. Сегодня в особой цене выплеск их раздражения и сомнений в необходимости самого существования добра и зла, любви и понимания…
Режиссер Юрий Погребничко поставил своих "Голубчиков" вовсе не просто про М. и Ж., а только про изменчивость атрибутов времени, в которой жизнь становится жестче, в которой появляются новые реалии для мужчин и женщин. И что происходит с чувствами людей, их личными взаимоотношениями, как, насколько? Каким образом эти отношения меняются, и меняются ли?
Вот об этом - постановка Юрий Погребничко, в которой актеры играют в разных театральных жанрах: от лирической драмы до буффонады и гротеска. Где одной из главных составляющих спектакля стала хоровая музыка. Где жесткая современная форма - ржавая стена с множеством дверей - помогает обнажить одиночество и незащищенность человеческой души в постоянном стремлении к соединению...
Созвав в спектакль чуть ли не пол-труппы, выбросив из пьесы лишние философствования, режиссер попытался проникнуть в "человеческую" психологию, понять как Он и Она
по-разному относятся к браку, к верности. Для режиссера и его артистической
команды единомышленников обращение к пьесе Володина и Достоевского означает поставить пробу и стать "проводником" между молодыми зрителями и давним общим прошлым, пробу объединить зрителей разных поколений на вечной теме любви, неиссякаемого интереса к отношениям между мужчиной и женщиной.
Режиссер положился на то, что все помнят роман. Но зритель имеет дело с действом, а из него ужас убийства испарился. Без преступления наказание повисает в воздухе и модуляция спектакля выглядит не в меру декларативно. Все гораздо проще и, опять-таки, камернее, под стать маленькой сцене и залу. И современнее.
Любопытнейшее получилось «сочинение».
Для полного развенчания идеи режиссер использовал прием, который широко применяется Достоевским: вводит двойников главных героев. Отношения мужчины и женщины, на первый взгляд, не имеют ничего общего с идеями Раскольникова, но в их основе лежит та же мысль: один человек стоит над остальными людьми, общечеловеческие законы созданы не для него. Но, если Раскольников может убить во имя будущего, для уразумения тысяч людей, то "бракоразводники" допускают "пролитие крови" во имя личной выгоды. Разводящиеся живут по принципу вседозволенности. Они считают, что все моральные устои семьи созданы не для них. Именно поэтому за ними тянется шлейф "преступлений". Именно благодаря Раскольникову зритель понимает, во что может трансформироваться идея заимствования, сколько зла таит она в супружестве...
Динамичность происходящего, смелое, подчас категоричное режиссерское высказывание, современный язык актерского существования в сочетании с лирико-драматическим текстом столь любимого многими драматурга, позволяет говорить об этой постановке как об удачном соединении двух классиков в новом видении трансформации идеи девочки в валенках: "Не забывать друг друга"...