27 и 28 октября пройдут гастроли Тбилисского Государственного театра им. Шота Руставели под руководством Роберта Стуруа на сцене Национального академического драматического театра им. Франка. Зрителям будет представлена премьера спектакля “Бидерман и поджигатели” по произведению швейцарского писателя Макса Фриша.
Комедия Макса Фриша «Бидерман и Поджигатели» была написана после Второй Мировой войны. Автор пытается разобраться, почему в стране с такими большими культурными традициями, как Германия, зародился фашизм.
Пьеса с большим успехом была поставлена почти во всех ведущих театрах мира. «Назидательную пьесу без морали» – именно так определил жанр швейцарский драматург Макс Фриш – Роберт Стуруа поставил как трагикомедию с элементами шоу. Герои этого экстраординарного шоу с грузинским колоритом появляются на сцене подобно звездам Бродвея.
В клоунском обличье, в парике и гриме предстает Готлиб Бидерман – ироничный, пластичный и неподражаемый Заза Папуашвили. Имя главного персонажа выбрано не случайно, в расшифровке "Бидерман" означает каждый человек, любой из нас. Так что на его месте мог оказаться любой. Похожа на эстрадную диву жена Бидермана Бабетта – эффектная, изнеженная, с изломанной пластикой дама (Нино Касрадзе).
Один из поджигателей Шмиц (Бесо Зангури) виртуозно представляет циркового артиста в смокинге и цилиндре, в тоже время его вернувшийся из мест заключения товарищ по имени Марио Айзенринг (Давид Дарчиа) – экзотичного мусульманина в восточном костюме. Даже служанка Анна, этакая серая мышка (Ия Сухиташвили), по собственному признанию, не пользующаяся успехом у мужчин, проявляет себя весьма ярко и театрально, например, лихо седлает велосипед, чтобы отправиться на нем в путешествие по сцене.
Вся эта экстравагантная компания вместе с хором очаровательных пожарниц еще и поет – музыку для этого легкого, хоть и затрагивающего серьезную, глубокую тему спектакля написал Гия Канчели. В спектакле Роберта Стуруа в отличие от пьесы Макса Фриша действие завершается пожаром. Сначала сверху опускаются канистры с бензином, все освещается зловещим красным светом. Потом пламя охватывает весь дом, и создается впечатление вселенской катастрофы.
Это метафора гибели мира, человеческой цивилизации вообще. То, что может случиться в любой момент, если вовремя не остановить поджигателей – поджигателей в широком смысле этого слова. Но в том-то и дело, что в насквозь прогнившем обществе нет людей, способных это сделать. Они утратили веру, «большинство людей верит не в Бога, а в пожарную команду».
Отчетливо звучит тема апокалипсиса, с которой связана другая тема – преступления и наказания. От спектакля к спектаклю Стуруа все более жесток в оценках, все больше саркастичен. У него все меньше иллюзий, связанных с человеком и человечеством. В финале, после сцены пожара, Бидерман и Бабетта не понимают, куда попали: «Мы в раю?» – растерянно вопрошает Бабетта… «Нет!» – отвечает Бидерман. «В аду?» – «Да!» – подтверждает он. «Но почему?» – поражается Бабетта. «Потому!» – коротко отвечает Бидерман. Дальнейшее – молчание.
Посмотрев этот зрелищный спектакль, заканчивающийся бравурным иронично-танцевальным ритмом на поклоне актеров, в какой-то момент ты вдруг съеживаешься и понимаешь, что все это адресовано и нам, зрителям, точно так же живущим в повседневности цирковой клоунады в роли марионеток. Чтобы спрятаться от реальности, мы все играем разные роли, живем под управлением обстоятельств, привычек, начальства, правительства.
Если у драматурга герой дает поджигателям спички, то у режиссера герой сам становится поджигателем.
27, 28 октября, на сцене театра им. Франка в 19:00. Цена билетов: от 150 до 1000 грн.