Октагон под соусом Любви…

Валерий Светлов 26 января 2012, 17:13  1408

В театре на Левом под командованием А.Билоуса поставили новую версию «Месяца в деревне», придав ей колоритное название «Высшее благо на свете….» На это премьерное событие отписалось не одно таблоидное издание. Мне, вашему покорному слуге, также пришлось распознать подлинного И.С.Тургенева и сопоставить его сочинение с трактовкой молодого киевского режиссера…

Спектакль сформировался на фундаменте ортодоксальной пьесы - комедии русского писателя. Причем в интервью постановщик А.Билоус рассказал, что подлинный фабрикат его не вдохновил, и поставка зародилась скорее от ощущения многих увиденных «деревенских месяцев», чем от его первоисточника. Да и трудно поспорить с данной констатацией. От часто ставленого «правоверного» творения в спектакле осталась не более как идентичная фабульная ткань.

Первое впечатление от спектакля, взыскующего современным построением, отяготило не чувством комедии. Чего не скажешь о самой прозе писателя. Но все же режиссер проторил дорогу постановкой, с более классическим толкованием пьесы. Благо без тотальной «модерновости» и эпатажных ходов, которые были задействованы на московских подмостках. В своем творении А. Билоус, в отличие от российских «ультрамодных» вызывающих работ (я их осматривал в Москве) наделил персонажей «здоровой любовной поэтичностью». С блеском разложил «амурные судороги» героев, где органическая потребность их душ, существенно исказила персоналии характеров. Но зато упростила задачу для зрителя, поскольку традиционных героев уже видели и знают не понаслышке, а таких как у Билоуса, узнали в новом обличьи.

Сентиментально-комедийную тургеневскую беллетристику он подтянул под неизведанное интерпретирование, при этом положившись на известные приемы инсценировки. Мастерски раздробив повествование, показав вместо четырехстороннего амурного построения,  многосложный «человеко-октагон». Проигнорировав цельную структуру пьесы и выбрав из всего сплава текста «нужные словообразующие акценты», режиссер хоть и сложным путем, но привел к единому знаменателю концепцию спектакля - Вы думаете, что любить это высшее благо на свете...??? Смелую заявку сделал! И довольно спелую!!! А ведь для такой процессии необходима необычная классность, высокий профессионализм. Да и выверенное обоснование, которое способный молодой режиссер таки нашел.

Необычайно рассмотрев пьесу, с толком перекроив ее, в ней усмотрел сверхзадачу спектакля. Как стратег (а репетировали два года), он проявил гибкую тактику в расшифровке материала, привнося точность стилевых разгадок с невероятной порцией изящной выдумки, показывая каждому субъекту игры свое сценическое решение. К примеру, всего уместней, в пространстве спектакля режиссер удачно наделил интеллигентностью героя Ракитина (А.Саминин), заставляя актера заикаться. А Беляева (В.Томусяк) выставляет эпикурейцем, с наклонностями спортсмена-любителя. Но больше всего поразила реприза Верочки (Е.Бушевская), указывающей «Фак» в сторону уходящего возлюбленного, навсегда потерянного для нее.

«Осовременив» характерность героев и придав им классическую доработку, режиссер обрел в спектакле и актуальность, и упругость полуторастолетнего произведения. Актеры с приятной отрадой постигли затейливую мешанину «старого стиля с новым». И благодушно разыгрывались в заданных положениях, которые то кидали персонажей в объятия друг друга, то безвозвратно разъединяли их чувственные сердца. При этом вступая с грустным музыкальным сопровождением в увлекательную игру, отягощенную неразделенной любовью.
Между тем режиссер продемонстрировал удачно не только словесные поединки и романтические порывы, но и тонко выдержал интонацию оформления сцены. Акцент сделан на выстройку недостроенного дома, в чем закодирована вечная «стройка» отношений мужчины и женщины. А апофеозом, закольцовывающим мечты и чаяния героев, стал парящий воздушный змей, заостряющий душещипательные моменты спектакля.

Впрочем, не в декорациях дело. А в боли и радости. В грехе и святости, которые состыковались в чувственности, в том синтезе беззащитности и истовой веры, необъяснимо «экзальтировав» зрительскую нервную энергию хорошим спектаклем, претендующим завоевать театральное пространство долгими годами показа…

Комментарии