Кот Мартын остался непонятым
С тех пор жизнь кота Мартына, главного героя театральной котовасии "Кыся", кардинально переменилась. А ведь ничто не предвещало беды...Спектакль Льва Рахлина "Кыся", по одноименному произведению Владимира Кунина, во второй раз был представлен на суд калининградцев. Не скрою, большинство зрителей 6 октября пришли посмотреть в спорткомплекс "Юность" не столько на саму постановку, сколько на любимца российской публики Дмитрия Нагиева, исполнявшего главную роль кота Мартына. Спектакль должен был начаться в десять вечера. Но свет в зале погас лишь в одиннадцать. Ожидая начала, зрители "накачивались" спиртными напитками. В итоге к тому времени, как актеры вышли на сцену, по крайней мере, половина присутствующих оказалась подшофе. И это, могу вас уверить, отнюдь не способствовало нормальному восприятию того, то происходит на сцене. "Кыся" - яркий пример произведений постмодернизма со всеми вытекающими отсюда последствиями. Обилие ненормативной лексики, похабщины, черного юмора поначалу веселило зрителей. Дружное гоготанье то и дело раздавалось в подходящих и не слишком местах. Но уже через двадцать минут первые недовольные начали покидать зал. И, по-моему, именно те, кого поначалу забавлял ушат чернухи, вылитый на головы зрителей.
- Холява, холява, - истошно орал подвыпивший мужчина, покидая зал.
- Это не искусство, - стараясь заглушить актеров, раздавался истеричный женский вопль на выходе.
А что, по-вашему, искусство? Много веков подряд мудрецы всего мира бьются, чтобы ответить на этот вопрос. Но калининградские зрители, "нагрузившиеся" спиртным, за 15 минут умудрились вынести вердикт спектаклю. Безусловно, пьесу нельзя воспринять однозначно. И, наверное, бабульке, всю жизнь работавшей на благо коммунизма, спектакль не понравится.
Но, может, ушедшие увидели в героях пьесы себя? Грязных, матерящихся, ограниченных людей? Правда, же, как известно, не всегда приятна. Вот и покинули зал. А актеры с Дмитрием Нагиевым во главе на протяжении двух часов стремились довести до сознания людей понимание, что же такое жизнь. Это грязь, криминал, предательство. Но в то же время над всем этим царит любовь. Не похоть, заставляющая Мартына постоянно менять партнерш-кошечек, а именно любовь. Привязанность человека к человеку, человека к животному, того и другого - к жизни.
Мартын - вполне обычный "кот, живущий нормальной, активной половой и общественной жизнью". У него был свой Человек - Шура Плоткин, ласково называвший своего любимца Мартыша. Но случайность забрасывает Мартына на корабль. В его жизни появляется новый Человек - Водила. Наверное, и у Шуры, и у Водилы немало общего. Спектакль не рассказывает об этом. Но кажется, что оба героя одиноки, не поняты, живут в мире, где нет места для сантиментов. И кот становится для обоих единственным родным существом на этой земле.
Мартыну суждено потерять обоих дорогих маленькому кошачьему сердцу людей. В криминальной разборке погибает Водила, а Шура, отчаявшись найти любимого кота, эмигрирует в Америку. И Мартыну вновь приходится искать родною руку, в которую можно уткнуться холодным носом. По ходу того, как жизнь подбрасывает коту неприятные сюрпризы, для Мартына становится, совершенно не важна половая сторона жизни. Отсутствие кошечки для кота - неудобство, но не трагедия. Настоящая трагедия - это когда Мартыша остается один.
Любовь правит миром - наверное, это та мысль, которую хотели донести актеры до зрителя. И хочется надеяться, что многие из тех, кто досмотрел спектакль до конца, поняли это. А те, кто не смог разобраться, что на сцене происходит не похабная комедия, а настоящая трагедия... Обидно, что далеко не всегда мы за, казалось бы, легкомысленной оболочкой замечаем смысл, скрытый внутри.