Интервью с Валентином Никитовичем Козьменко-Делинде
- Почему вы решили ставить эту пьесу да еще и на сцене Театра Юного Зрителя?
Художественный руководитель театра и мой друг Виктор Гирич предложил поставить спектакль и именно «Месяц в деревне» Тургенева. И здесь решение принималось по принципу: и друзьям не отказывают, и от классики не отказываются. Да и зачем отказываться, когда есть интересное предложение?
- Насколько известно, автор указывает жанр пьесы комедия. Но то над чем смеялись раньше, современному зрителю уже не смешно. Какой жанр будет у вас?
- Да, у Тургенева это комедия, но скорее это сборная солянка, где всего понемногу от комедии, драмы и трагедия. Даже сейчас не совсем понятно, что у нас в конце концов получится.
- Чем будете удивлять и заинтересовывать зрителя?
- Как таковой, чтобы удивить конкретной задачи не ставится. Но очень хочется максимально точно изобразить четыре стихии на сцене – бурю, жару, снег, дождь, добиться реального воплощения и тем самым донести идею о том, что стихии тоже влияют на окружающий мир. Чем реальнее нам удастся это показать, тем лучше. Еще такая будет своеобразная фишка спектакля следующая – обстоятельства, которые определяет автор, доводить до граничного состояния. Если это воздушный змей, почему Беляев не может сделать воздушный шар, если это качели, то почему они не могут превратиться в карусель. Помимо всего хочется создать ощущение того, что в то время были совсем другие настроения. Рядом идет революция, а тут люди змеев мастерят. На фоне проблем страны люди решают любовный треугольник.
- Известно, что актеры, задействованные в спектакле не все из штатных актеров театра. Почему так?
- Да, актерский состав подобран не только из сотрудников театра юного зрителя, есть еще и приглашенные молодые актеры. Это ученики мои и Богдана Ступки. Я сам лично заинтересован в том, чтобы дать возможность своим ученикам себя правильно показать, да и театр заинтересован в новых лицах, присмотреть себе кого на будущее.
- Что особенного для вас в этой пьесе?
- Знаете, о любви написано много всего разного. В этой пьесе у автора неожиданный взгляд на любовь, стихия пронизывает и влияет на нас, как любовь, которая кидает то в жар, то в холод. Любовь может разрушить не только человеческие отношения, но и самого человека. Хочется при этом процитировать из Евгения Онегина «Прошла любовь, явилась муза, и прояснился темный ум, я вновь свободен….» Любовь способна возвысить, сформировать, но способна и раздавить и разрушить.
- Ваши стремления как режиссер, с какими ощущениями будет уходить зритель?
- Как режиссер я не имею права быть на чьей то стороне, не в этом заключается задача художника. Здесь я должен быть беспристрастным, как сама судьба. Но моя задача - показать возможный вариант правды. У Тургенева я увидел такой вариант правды. И мне очень хочется глубже нырнуть в парадоксальность этой правды. Может кто-то увидел что-то другое. Как зритель я могу над чем-то посмеяться, или погрустить, но как режиссер я не программирую, что вот в этом месте должно быть смешно, а здесь обязательно все загрустят. Моя задача, разыграть историю, а смешная она или грустная, пусть решает сам зритель.
- Как вам работается над спектаклем?
- Работается легко. У меня опыт работы во МХАТе, Русской драме, театре Франка, но разница между театрами не видна. Если попадаются талантливые актеры, то работать, хоть и сложно, но хорошо. Как говорил Шукшин, был бы человек хороший, а об остальном договоримся. Я ценю профессионалов. Как говорится: «Профессионализм – качество хорошего человека».