Одновременно две пьесы «новодрамных» Василия Сигарева «Божьи коровки возвращаются на землю» и Льва Проталина «Итак, она звалась Татьяной» соединили в одну премьеру, выпустив спектакль под названием «Поздно пугать…». В театре Драмы и Комедии на Левом обычно современную драматургию не ставят, а отдают предпочтение классике. Однако «спектакль молодых», столь величаво озаглавленный в программке, дал повод поразмышлять и порадоваться за нетривиальный ход художественного руководителя театра, вдохновителя блестящей постановки. Под предводительством Эдуарда Митницкого, одаренное сообщество студентов - обожателей театра, задалось целью самовыразиться. Выразились и получилось! На мой взгляд – гениально! Первый архиважный шаг. И ошеломляющий успех!
После просмотра задался вопросом – «Что за спектакль такой? Что он сделал со мною?» А в голове одно - не ведаю, не понимаю. В течение двух часов актеры обнажили молодежный азарт и актерское дарование. Качественно и талантливо! Они, словно молодые мустанги, еще не объезженные, вздыбившись, сыграли с желанным удовольствием – изворотливо состязаясь в мизансценах, выражая жестокость, надлом, чувства любви. Переходя от мнимого затишья к очередной вспышке ненависти. В этом спектакле молодых отщепенцев сыграли студенты КНУТА - курса Эдуарда Митницкого. Помогли им зрелые и заслуженные – Петр Миронов и Ирина Мельник - в ролях «граждан», падших духом. Они внесли в постановку ноту звенящей обреченности в некоторых сценах, от которых пробирала слеза.
Базис спектакля, пропитанный колоритными фигурами, с душераздирающими событиями, рассказанными современным языком – вскрытие проблем общества. С такой острой темой есть куда двигаться! Две девушки - молодые режиссеры - раскрыли тему в грубой обольстительной манере. На моей памяти впервые, чтобы в двадцатилетнем возрасте постановщицы взбудоражили проблему так кардинально, с опорой простого слова, подняв с театральной выразительностью самые «больные акценты» подросткового общества. Они оказались резким демаршем, но ох как нужным для нынешнего театра. С единственной возможностью преодоления протеста – в художественной силе игры актеров. И они доказали и «не поздно испугали» публику! Их старание - тому поразительный результат и в режиссуре, и в игре, проявившийся в мелочах и деталях, с той же силой, что и в художественной свободе, предоставленной им седовласым наставником, отзывчивым не столько к сценическим обстоятельствам, сколько к неисчерпаемому потенциалу своих питомцев.
В спектакле «Поздно пугать…» он откопал, увенчавшуюся успехом, работу молодой труппы. В неимоверной одержимости, которая разрывает героев «Божьих коровок» и «…она звалась Татьяной», в них он рассмотрел силу тинейжерского запала. Ничего не скажешь - Дима (М.Досенко), Лера (А.Осмоловская) и Славян (С.Журавлев) проработали свои роли как маститые актеры, а главное, их незрелый возраст ничуточку не меняет их малолетнего оппонентства, где уже есть ощущение сцены и характерная самобытность, которые составляют багаж грамотного актера. Их упорный труд превратил авторский текст в ритмичный каскад сложных этюдов. В этих «штудиях» надобно было проторить главную роль постановки. Эту стезю, пронизанную атмосферой рачительности и взыскательности, со сложной проработкой образа, осуществила молодая исполнительница роли Татьяны – Тамара Антропова, засвидетельствовавшая точность режиссерской цели, и посеяв в моем уме почтение, приятностью отозвавшееся в сердце. Ее взывающая от боли мучительная роль поразила выразительностью ее грандиозного нрава и трагической мощи. В этом ее образе совершенством проступили изящество, "человеческие превосходные" коленца ее театральной работы. В ней своей эксцентрики хоть отбавляй. Исполнение этой роли не всякому открылась бы. А ей, молодой, - удалось! Она совершила драматическое напряжение, и это усилие прорвало характер ее героини. Ее большие способности к игре дали мне повод заявить здесь и сейчас о рождении новой звезды в украинском театре!
Кроме прочего, у этого спектакля получилась связь с простым зрителем. Соединение актеров и зала возникло хоть и тяжело, но естественно. С многообразующим языковым современным сленгом, зритель и актеры извлекли из этого спектакля атмосферу взаимоотношений и поставлены были в ситуации, способные действенно и психологически развиваться с обеих сторон. И все же актеры и даже авторы пьес, судя по всему, что-то малость недосказали, что-то немного не растолковали. И я осознал! Ведь это же постулат, не требующий доказательств. В определенной недоговоренности и те и другие нашли свою изюминку, призвав публику к соавторству, к мобилизации собственных ассоциаций…
Да, несомненно, спектакль «Поздно пугать….» и впрямь пересмотрел драматургическую структуру, растолковав и обусловив точностью в деталях генетический уровень человеческих характеристик! И время для театрального события в подлинном смысле этого слова уже пришло. Показывая трепет зрительского и критического восторга. Хотя «актерская молодежь» еще в состоянии небольшого «мандража», но упрекнуть их не в чем. Они и есть главное достоинство нынешнего спектакля. Они, молодые таланты "Театра на Левом", распустились, словно почки весной, выпустив наружу бутон цветастых театральных партий…