Как в Киеве давали Виктюка
28 октября Роману Виктюку, режиссеру-украинцу, включенному в США в категорию «50 людей мира, которые повлияли на вторую половину ХХ века», исполнилось 75 лет.
В Киеве на этой неделе показали два спектакля.
«Мастер и Маргарита» Виктюка - это:
- насценная модель Голгофы в виде металлической пирамиды и деревянного креста.
Метафора Голгофы на сцене в виде пирамиды с крестом под ее сводами и головами Сталина и Ленина во множественном числе у ее подножья давали четкое ощущение столкновения двух эпох СССР и римского духа, как бы врастая друг в друга.
- параллель с советским режимом
Сравниваются Понтий Пилат и Сталин - римский префект и русский тиран.
- плотная атмосфера мистики в четкие точечные моменты
Спектакль поражал своими точечными акцентами - от сарказма над режимом до густой приятной булгаковской мистики.
- безумно красивый Воланд с пронизывающим ощущением человека-змеи и египетского черного бога и очень сексуальная свита.
Образ Воланда, не свойственный классическому булгаковскому, с каждым движением актера заполнял зал бархатом черного повелителя. Микрофоны телесного цвета на лбах актеров как свившиеся змейки придавали произведению египетский дух. Красивая игра Бездомного, самоотверженная и любящая Маргарита, стильная и грамотная свита Воланда… Что еще можно сказать - нужно просто посмотреть.
Вперше побувала на славнозвісному Роману Віктюку "Мастер и Маргарита". Йшла на виставу в очікуванні чогось надзвичайного, чи дуже модернового. Була приємно вражена! Дуже гарна вистава
А в спектакле «Король Арлекин» были замечены такие яркие моменты, как:
- акценты на мужчинах
Все мужчины-актеры - красивые, сексуальные, подкачанные, с невероятно бархатными голосами. Женщины, наоборот, серые, безликие, в простых серых платьях. Они, конечно, тоже по-своему красивы, но после спектакля я не могла вспомнить ни одну актрису, а вот актеров помнила всех.
- диалоги с элементами хореографии
Актеры, произнося слова, периодически делали всевозможные простые и сложные па. Это смотрелось очень необычно - отрывистый экспрессивный танец без музыки, под слова. Эти элементы, как и весь спектакль, Роман Григорьевич посвятил великой танцовщице и хореографу Пине Бауш, ушедшей из жизни два года назад. В декорациях используются ее фотографии.
- актеры на ходулях для джампинга
По собственному опыту скажу: ходить на таких штуках очень сложно! А актеры бегали, прыгали, да еще и танцевали на них.
- банальный сюжет
Все бы хорошо, если бы сюжет не был таким банальным: король, которого заменили шутом (тот же много раз заезженный сюжет принца и нищего, миллионера из трущоб и т. п.), дворцовые козни, дележка власти, бедняк ищет любви богачки, девушка понимает, что любила мужчину, только после его смерти… Из-за банальности и затянутости сюжета иногда было неинтересно и сонно.
- много экспрессии
Ну, Роман Григорьевич давно славится именно такими, экспрессивными, эмоциональными постановками. Консистенция и накал эмоций иногда были такими плотными, что становилось очень некомфортно: вот ты сидишь смотришь спектакль, тебе очень хочется вовлечься в сюжет, почувствовать то, что чувствуют актеры, а со сцены ты четко улавливаешь ненастоящесть, «театральщину»…которая напоминает тебе, что ты на спектакле, что все тут постановочное. Все-таки, во всем очень важно чувство меры и верхнего предела.
Однако театр, пьесы, любовь к ним, нелюбовь - это все настолько индивидуально, что дать объективную оценку каждой пьесе может только один человек и только для самого себя… Даже если это Виктюк.