Шекспир + Эдвард Клюг + Radiohead = Radio&Juliet
Недавно в Киеве состоялась премьера необычного балета под музыку группы Radiohead. Мы посмотрели две истории любви и смерти: балет «Кармен-сюита» и Radio&Juliet.
Зал был переполнен до отказа, в некоторых местах даже стояли дополнительные стулья. Публика пришла достаточно представительная.
Концерт задержали ненадолго - всего на десять минут. В первом отделении выступили солисты Национального театра Словении, а также Анастасия и Денис Матвиенко (в главных ролях), исполнив «Кармен-сюиту». Это одна из самых страстных и трагических историй любви.
«Кармен-сюиту» публика любит за яркий испанский характер Кармен, за хореографию Альберто Алонсо, за эту необычную и нетипичную для балета манеру танца, за музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина, а также за то, что этот балет не успевает надоесть зрителям.
Первое отделение длилось около 50 минут. За это время артисты балета выложились на все 100%. Танцевали с предельной синхронностью, мастерски сочетали актерскую игру с исполнением балетных партий. Впечатляли вариации, когда испанки танцевали без музыки, а под синхронные ритмы кордебалета. Красивые и непростые поддержки, гибкость и растяжка главной любовницы - Кармен - все это было по канонам балета высокого класса.
У артистов были очень красивые костюмы. Кармен меняла наряды несколько раз, ее любовники тоже были в роскошных испанских мундирах. Балет выглядел очень нарядным, а костюмы сыграли далеко не последнюю роль в общем впечатлении от увиденного.
Затем последовал достаточно длинный перерыв, который затянулся на добрых сорок пять минут. И уже после продолжительного томления зрителям была представлена долгожданная премьера балета Radio&Juliet. Это был современный балет высокого уровня, и его исполняли настоящие профессионалы. Началось все как в кино. Потрескивание пленки, выключенный свет и мини-фильм на фоне сцены.
Он рассказывал об истории Джульетты. Это были кадры, следовавшие друг за другом в хаотическом порядке. Мы входим в старинный дом, вот она на кровати - спит, а вот она лежит в ванной и вдруг уже кружится в пируэте. На сцене появляются фигурки танцоров. И в темном синеватом свете артисты начинают танцевать. Балет поставлен Эдвардом Клюгом на музыку Radiohead. Изначально он поставил Radio&Juliet для Словенского балета в Мариборе, которым сам и руководит. Но сейчас в главных ролях перед зрителями предстали Денис и Анастасия Матвиенко.
Всего в балете было задействовано шестеро танцоров, в том числе и постановщик Эдвард, а также одна балерина. Это упрощенная версия истории, которая случилась с веронскими жителями. Четко можно увидеть основные фрагментарные кусочки шекспировской трагедии. Жанр, в котором танцевали артисты, тянет, скорее, на неоклассику.
Сначала он очень захватывает, ты будто пьешь воду после длительной жажды, но потом эта жажда утоляется, и глаз, привыкнув к манере танца, немного притупляется. Но все же остыть пылу до конца не позволяет техника танца, ритмичные и синхронные схватки и драки, а также чередующиеся с ними трогательные дуэты двух влюбленных.
Артисты танцевали в очень быстром темпе. Безупречная отточенность каждого движения, несмотря на техничность выполнения, только подчеркивалась, а не смазывалась. Все танцоры выступали в черных костюмах: брюки и пиджак на обнаженном торсе. Лишь Джульетта была в корсете.
Эдвард Клюг ввел в балет много новых символических дополнений. Так, все по очереди оказываются рядом с «идущей к алтарю» Джульеттой, во время драк и других некоторых сцен у танцоров надеты на лицах медицинские маски. Ещё одной интересной деталью стал лимон у алтаря. Возможно, он является символом того горя, к которому привел брак вне закона.
Идеи остаются прежними, а форма подачи меняется. Она заставляет зрителей анализировать и думать, но делать это по-другому, не так как всегда, а по-новому, ломая голову над тем, что же хотел выразить хореограф.