Как в Киеве прошло выступление польского уличного театра «Бюро путешествий»
Вчера, 13 мая, показом спектакля Carmen Funebre театра «Бюро путешествий» в Киеве завершился проект «Путешествующие сны», в рамках которого известные польские уличные театры - гданьский «Театр снов» с перформансом «Комната» и познаньский театр «Бюро путешествий» с Carmen Funebre - представили свои спектакли в Донецке и Киеве. Gloss.ua побывал на Carmen Funebre и пообщался с организаторами мероприятия.
Театр «Бюро путешествий» знаком киевлянам: в сентябре 2011-го труппа уже радовала жителей столицы футуристическим спектаклем «Планета Лем», поставленным по мотивам произведений польского писателя-фантаста Станислава Лема. Вероятно, вдохновившись украинским гостеприимством, «Бюро путешествий» вернулись, чтобы представить спектакль Carmen Funebre, что в переводе звучит примерно как «Кармен в трауре».
Carmen Funebre – спектакль далеко не новый. Театр гастролирует с ним более десяти лет. Благодаря участию молодых актеров и постоянному обновлению труппы, сохраняется первозданная энергетика и экспрессия происходящего. Сами актеры говорят, что спектакль появился как реакция на вспышки национализма и гражданскую войну в Боснии. Поэтому и замысел был выстроен таким образом, чтобы вызвать ответную сочувственную реакцию зрителей. И им это, безусловно, удалось.
Carmen Funebre взывает в зрителе сочувствие к простому человеку, абсолютно беззащитному в столкновении с нечеловеческой силой зла. Акцент на этом сделан в самой первой и, вероятно, главной сцене всего спектакля: стражи двух железных башен охотятся за пленными людьми, выхлестывая их кожаными плетками. Стражи – две высоченные человеческие фигуры на ходулях в масках и при всей соответствующей экипировке. (Актеры театра используют высоченные ходули, в три метра высотой). Именно они мешают остальным героям мирно существовать, тираня и всячески унижая мирных жителей на протяжении всего спектакля. Их визуальное превосходство становится выразительной метафорой подавления тех, кто внизу.
Мы специально подготовили эту программу для Украины и рады, что проект «Путешествующие сны» собрал так много людей. Даже больше, чем мы ожидали. Чтобы комфортно смотреть шоу, достаточно приблизительно 300 зрителей. В Киеве и Донецке увидеть спектакли пришло больше тысячи людей. Конечно, среди них были такие, которые просто по воли случайности проходили мимо, увидели происходящие и остались смотреть шоу, но я уверен, что были и те, кто целенаправленно пришел посмотреть именно этот театр, потому что он в прошлом году был в Киеве. В каждом городе Carmen Funebre воспринимают по-разному, но реакция публики всегда очень яркая, хорошая и адекватная. Конечно, каждый ищет что-то для себя: один ищет шоу, а другой просто хочет увидеть искусство. Мы будем стараться еще приехать в Украину.
Не обошлось и без трогательных моментов, которые полякам удалось успешно реализовать, не скатываясь при этом в банальность. Так, например, в спектакле каким-то особым образом соединяется на фоне абсурда происходящего покорность и гордость, безысходность и воля к жизни: несмотря на все унижения и издевательства, заключенные запускают в небо крошечные, горящие внутри бумажные домики, привязанные к воздушным шарикам. Домики благополучно и эффектно устремляются в небо, символизируя надежду на что-то лучшее, пускай и далекое…
Появление открытого огня - еще один символ постановки, напоминающий о пламени войны, а заодно и хороший способ развлечь собравшуюся аудиторию. В конце спектакля из-за ворот огромной башни появляется смерть. Огромная, на ходулях, с вилами и железной телегой. Раскидав чьи-то платья и вдоволь намахавшись вилами перед удивленными зрителями, она исчезает. Пылают костры из одежд, горят ворота башни, все разрушено, звучит лакримоса (финальная песня, название музыкальных произведений для «выдавливания слёз»), на башнях актер и актриса, облачившись во все черное, изо всех сил звонят в колокола, ожидая, когда догорит последний огонь.
Спектакль очень понравился. Я вообще стараюсь не пропускать подобные мероприятия. В прошлом году, например, ходили на «Планету Лем», которая стала для меня настоящим откровением, чем-то новым в уличном искусстве. Хотелось бы, чтобы в Киеве, да и не только, проводилось больше мероприятий подобного формата.
Хэппи энд на этот раз отменяется: победы добра над злом «Бюро путешествий» не показывает, но заставляет зрителей сопереживать своим героям. Делает это мастерски и со всеми главными атрибутами уличных театров: живой огонь, трагическая музыка, ходули и, самое главное, превосходная игра актеров. До конца спектакля никто из зрителей не уходит, хотя многие пришли под арку «Дружбы народов» выпить пива и полюбоваться панорамой ночного Киева. А если уличному театру удается удержать зрителя совсем уж не веселым представлением - значит, все у него получилось.