По полочкам: eco, vegan, bio - в чем разница и как не дать на себе заработать за счет "моды" на экологичность

Загрязнение планеты токсичными отходами и стремительное изменение климата, кажется, наконец-то массово озаботило всех – от экоактивистов до крупных брендов. Теперь полки маркетов усыпаны товарами с маркировками eco, vegan и bio, а крупные компании заявляют об использовании в использовании в производстве экологичных материалов… Правда, как понять, где тут и правда забота о Земле, а где маркетинговый ход? Gloss.ua попытался выяснить, что такое гринвошинг и каким маркировкам можно доверять.

Что не так с трендом на экологичность?

Забота об экологии в последнее время превратилась в настоящий тренд, спрос на экологичность растет. Разумеется, это веяние "учуяли" маркетологи, теперь каждая уважающая себя компания помогает планете. Гораздо легче что-то продать поколению, чувствительному к трендам, миллениалы с радостью стали основной потребительской аудиторией "зеленых" товаров. Анализ потребительского поведения с 2013 по 2018 года, проведенный Нью-Йоркским университетом, показывает, наличие "экофрендли"-товаров помогает продаваться всей товарной категории.

Как распознать гринвошинг

Гринвошинг - позиционирование товаров или услуг как экологически безопасных и натуральных без какого-то либо основания на это.

Одними из первых, кто стал преподносить свои товары в глазах покупателей как экологически чистые, были продавцы бутилированной воды. Пейзажи, трава, озера, родники – компании по производству воды пытались вызвать своими промороликами ассоциации с девственно чистой природой. Правда, со стороны экоорганизаций это вызывало негодования: сам продукт был упакован в пластик.

Разбираемся, в чем разница: eco, vegan, bio

Eco. Эта маркировка обозначает, что при производстве товара риск ущерба для природы был снижен, а его состав не наносит вреда окружающей среде. Такой значок встречается на товарах разных категорий: продукты питания, косметика, бумага, бытовая химия. Важно понимать, что эта маркировка не регулируются сертификатами.

Vegan. Этот значок означает, что в продукте не содержатся компоненты животного происхождения: мясо, яйца, коллаген, мед и другие. Важно понимать, что эта маркировка не обещает, что товар не тестировался на животных.

Bio. Эта маркировка, которую применяют, в основном, на упаковках к продуктам животноводства и растительным товарам. Изначально такая надпись присутствовала на продуктах переработки молока с содержанием пробиотиков и/или пребиотиков: йогурты и кефиры с бифидо-, лактобактериями. На данный момент с такой надписью можно встретить и овсянку. Такой маркировкой хотят сообщить, что продукция выращена/изготовлена без добавления вредных химических веществ. Например, Bio-косметика не предполагает загрязнения почвы и атмосферы.

Organic. Эта маркировка обозначает, что продукты производятся без использования и химических/ минеральных удобрений. Она гарантирует отсутствие красителей, ароматизаторов, стабилизаторов, загустителей, нитратов, регуляторов роста, гормонов, ГМО.

Natural. Эта маркировка обозначает, что продукт состоит из натуральных ингредиентов, но не обязательно - из органических. При его производстве не всегда используются ингредиенты, полученные органическим путем.

Как не стать жертвой маркетинга

Чтобы бездумно не покупать товары, над которыми "поколдовали" маркетологи, но которые к заботе об экологии не имеют никакого отношения, стоит подходить к их выбору осознанно. Вот некоторые советы, которые могут помочь:

1. Действительно экологичные товары вряд ли будут продаваться в пластике.

2. Всегда стоит читать состав полностью, а не только крупные буквы сверху на баночке.

3. Зеленая упаковка, маркировка eco, bio, organic, natural, в большинстве случаев, ничем не обоснованы. Как и штамп "без ГМО", который чаще всего говорит, что в продукте не содержится вредный компонент, который по госстандартам и так использовать нельзя.

4. Не бойтесь попросить объяснений и у продавцов: они должны предоставить сертификаты, которые указывают на количество натуральных компонентов и отсутствие вредных составляющих, как и то, что продукт не тестировался на животных.

5. Проверяйте срок годности. Органические продукты не могут иметь долгий срок годности.

6. Цена имеет значение. Натуральные продукты не могут стоить так же, как обычные, они будут дороже, дорогостоящие технологии производства, импорт экопродукции – все это стоит денег.

Red.education

Увы, но экология становится именно "модной" и все больше брендов решительно пользуются трендом на экологичность, на самом деле, вводя потребителя в заблуждение относительно свойств своей продукции. Такое явление и есть "гринвошинг".

Предложение рождается спросом. Армия компаний вооружается экологичными приемами, чтобы расположить к себе помудревшего, неравнодушного к природе клиента и показать свою причастность к тренду. Все это маркетинговый ход.

Чаще всего покупатели, озабоченные влиянием на окружающую среду, ищут более экологичные продукты среди чистящих средств, косметики и еды. К счастью, сегодня возможностей проверить, что на самом деле стоит за громкими заявлениями, все больше.

Утверждения компаний должны быть подкреплены доказательствами, а ложь может обернуться не только критикой в прессе, но и судебными исками. Чтобы не поддаваться заманчивым завлекалкам гринвошинга, стоит смотреть на общую картину, как бренд систематически подходит к использованию ресурсов, переработке и т.д.

Принимая решение, необходимо помнить о том, что основная идея модного бизнеса - это высокий объем продаж за короткое время. Какие способы применяют нечестные производители?

Читай также

YouTube объявил итоги 2025 года: лучший блогер, подкаст, самая популярная тема и музыка

+ персональные итоги года

Ботокс стал самой популярной процедурой среднего класса и создал тренд на «однородные лица»

Как работает ботулотоксин

Главным «словом» 2025 года стал термин, с которым сталкивался каждый человек в интернете

Вы точно попадались на этот крючок 

Журнал Time опубликовал 100 главных фото 2025 года – пять из них сделаны в Украине

Ужасы жизни украинцев

У средневековых крестьян было больше отпусков, чем у людей в 2025 году, — историки

Средневековый "соцпакет"

Быть экономным — сексуально: новое исследование о финансовом воздержании в отношениях

Советы по выбору финансово осознанного партнера

Впервые за 280 лет: картина Густава Климта стала самым дорогим лотом в истории аукциона Sotheby's (фото)

Картина стала символом эпохи

Нутрициологи определили самый "полезный" алкогольный напиток

Наименее вредный

Автор бестселлера по финансовой грамотности «Богатый папа, бедный папа» признался, что задолжал банку 1,2 млрд долларов

У него есть шутка на эту тему

Гайд, як вберегти очі при роботі за комп’ютером восени