О том, что труд облагораживает, знают все. Но в современном обществе, особенно среди людей, которые никогда не заглядывали в арт-закулисье, почему-то бытует мнение, что творцы прекрасного, то есть художники – поголовно бездельники и ветреные особы. Пожалуй, опровергнуть подобные заявления можно лишь представив на широкое обозрение работы, которые наглядно демонстрируют труд художника, который он вложил в создание своих работ.
Мистецький Арсенал представил большую выставку ART WORK (продлится до 30 июля) при участии ведущих украинских и польских художников. Труд художника и людей, задействованных в арт-индустрии Украины и Польши, неоднозначные отношения творца и арт-рынка в эпоху кризисов и турбулентностей планетарного масштаба – основные идеи, которыми пронизаны 55 арт-проектов, показанных в рамках выставки. Ещё один важный идейный акцент выставки – изменение представлений про труд в обществе, основным вызовом для которого является стремительное уменьшение рабочих мест за счёт всесторонней автоматизации и развития искусственного интеллекта. Художники, которые приняли участие в выставке, лично прокомментировали свои работы для Gloss.ua.
Роман Минин. Шахтёр-чемпион (скульптура, 2017 / мурал, 2017)
В своей новой работе художник продолжает исследовать образ отечественного шахтёра в контексте распространённых стереотипов массовой культуры. Пример футбольной команды «Шахтёр» побудил автора задуматься над причиной существования мифа, что шахтёры должны быть лучше в спорте, чем представители других профессий. В реальности в футбол от одноименного клуба давно не играют настоящие горняки. Чтобы подчеркнуть абсурдность ситуации, художник заставляет узнаваемого героя своих работ играть в экзотический американский футбол.
Роман Минин: «Праця – гра минулого з майбутнім. Хто на ворота розуму стане як гора? Ми переможемо тільки як команда. Одночасно ART – шахтарська праця. Одночасно ART – то super гра»
Дарья Кольцова. Хребет (инсталляция, 2017)
Из конструкций, прототипом для которых стали стенды и столы «Андреевского», художница выстраивает абстрактный «скелет», размышляя над местом этого явления и конструируя его мифологию. Инсталляция дополнена интервью с конструктором завода им. Антонова, 85-летним Валерием Давидовичем, который зарабатывал деньги, создавая стенды «с ножками как у ракеты» для Андреевского в голодные 1990-е. Другим важным элементом стал студенческий этюд Романа Михайлова, купленный на Андреевском в 2011 одним киевским коллекционером.
Дарья Кольцова: «Беспорядочные ряды сбитых стендов поднимаются улицей старого центра, напоминая останки скелета огромного животного. Каждое утро этот скелет обрастает мясом холстов, рушныков и сувениров, историй и контекстов. К ночи, обглоданный, обретает форму благодаря воображению. Андреевский спуск - киевская ярмарка искусства, где продается и покупается «понятное» профессиональное и любительское искусство, антиквариат и откровенный китч. Десятилетиями он, как и многие подобные ярмарки, представляет пример поражающих своей стабильностью рыночных отношений в условиях практически полного отсутствия рынка искусства в стране. Признанные художники морщатся, когда речь заходит об Андреевском, при этом большинство в тот или иной период своей жизни продавали на нем свои работы. Здесь можно встретить студентов, которые через несколько лет попадут в престижные рейтинги и тех, кто будет годами сбывать оптом бездарные картины-подарки для чиновников»
Ярослав Солоп / Михаил Букша. 2017-2117 (объект, проекция, 2017)
Инсталляция состоит из двух объектов: первый – графическое панно, которое иллюстрирует незаметный для человечества переход в эпоху цифровых технологий, где местом существования любой, в том числе художественной, деятельности человека, может стать виртуальное пространство. Второй объект – это «капсула времени». В этой работе художники обращаются к вопросу архивирования и передачи будущим поколениям материальных, физически существующих продуктов жизнедеятельности современных Homo sapiens, которые, возможно, через столетия потеряют свои функциональные способности и станут предметами художественных и археологических исследований.
Ярослав Солоп: «Выставка ART WORK стала вторым опытом (после проекта Лели Гольдштейн и Маши Хрущак на о. Бирючий), где мне посчастливилось поработать над групповым проектом совместно с кураторами. Хочется верить что инсталляция «2017-2117» поможет зрителям задуматься над тем будущим, в котором, возможно, последующим поколениям придется бороться с современными технологиями не только за право выполнять физическую работу, но и за возможность участвовать в интеллектуальном труде»
Михаил Букша: «Главной целью нашего проекта «2017-2117» является намерение подтолкнуть посетителей выставки ART WORK к мыслям о будущем. Надеюсь, в процессе того, как люди будут спонтанно выбирать и класть предметы в капсулу времени, так или иначе, начнут представлять что случится с ними (предметами) в течение периода консервации капсулы и задумаются над вопросом, каким образом будет выглядеть окружающий мир в момент ее открытия через 100 лет»
Ирмина Рушицка. То, что Буба сделал Боду, Буба сделал Бубе 33 года спустя (открытка, 2016). Зофия Кулик. Vivat Новый год! 2017 (открытка, 2016)
Серия открыток документирует перфоманс, основанный на цитировании известных исторических жестов, осуществлённых польськими художниками 1970х-1980х гг. Их художественное мировоззрение определялось прежде всего коммунистической ментальностью. В декабре 2016 открытки были разосланы политическим деятелям, включая Министра культуры и искусства Польши, культурным институциям и другим представительям культурной политики в Польше, принимающим решения.
Ирмина Рушицка: «Те же жесты, которые я повторила через 30 лет, в казалось бы свободное время, неожиданно оказываются не менее значимыми. Потребность политической ангажированности постоянно возвращается. Процитированные мной в точности те же жесты демонстрируют несостоятельность искусства в качестве политического инструмента»
Роман Михайлов. Случайная реальность (инсталляция, 2017)
Роман Михайлов: «Этот проект о реальностях, которые пересекаются в одном пространстве. О нашем восприятии реальности, о разности восприятия и опыта. Инсталляция состоит из живописных объектов, все - одного размера 6х2.5 м. Тяжелые, свисающие с балок плоскости, покрыты рельефными слоями рубероида, залатанные как старая крыша с удушливым запахом. Запах для меня - очень важный элемент коммуникации со зрителем. Он влияет на восприятие пространства, вызывая в сознании воспоминания, ассоциации, чувства и предчувствия. Этот проект на грани живописи, графики и инсталляции. Случайная реальность - интуитивные рисунки из моих блокнотов. В них я записываю мысли, списки дел, работаю над эскизами, нахожу случайные рисунки, созданные на ходу. Эти рисунки - обрывки моего подсознания, не объединенные общей темой, из них не собрать историю, они прерваны и не закончены, но находятся на страницах одного блокнота, все - в одном месте, параллельно».
Никита Шаленный. Мозг (инсталляция, 2017)
Никита Шаленный: «В принципі людина – це і є мозок, все інше значно другорядніше. Ця работа для мене як визволення думки: коли у залишку, окрім думки нічого врешті-решт не залишиться на цьому світі, думка як єдиний єнергетичний носій. Потрапляння всередину мозку – це останній із їснуючих бар’єрів для людини, людині дуже кортить навчитись читати думки інших. Якщо всі думки, незалежно від їх позитивного чи негативного значення, стануть відкритими, це призведе до корінних змін у суспільстві. Чесність думки зовсім не означає вдоволеність від неї, що може призвести до несподіваних наслідків, але напевне, цей процес неминучий. Цей арт-об’єкт – це і є свободна енергія сплаву думок».
Игорь Гусев. Когда-то в будущем цветы на холодильнике будут считаться искусством (инсталляция, 2017)
Игорь Гусев: «Однажды среди ночи я оказался у себя на кухне возле холодильника. Меня поразила молчаливая гармония его и цветка, стоявшего на нем. Название пришло сразу. Утром, когда позвонил куратор, я ради интереса предложил эту вещь. Дальше вы все знаете сами. Раздвинуть границы искусства для художника - наиважнейшая задача».
Юлия Беляева. Рабочий класс. Пост-интернет реализм (принты, 3D-принты, объекты, 2017)
Юлия Беляева: «В инсталляции «Рабочий класс. Пост-интернет реализм» я переосмысливаю образ рабочего эпохи глобализации на базе собирательных характеристик, присущих советской монументальной скульптуре. Центром работы является 3D-принтер. Машина, которая тиражирует эти образы и способна нивелировать человеческий труд. Также зритель может ближе познакомиться с моим рабочим процессом, так как в последнее время я сконцентрирована на 3D-скульптуре и сотрудничаю в этом направлении с Fabricator / FabLab».
APL315. On/Off (холст, смешанная техника, 2017)
APL315: «Я фиксирую на полотнах абсурдность нашего времени. Эта работа не стала исключением. Она об устаревшей и не конкурентоспособной модели развития украинской культуры, о тяжелом и абсурдном положении профессии художника в локальных реалиях. Я назвал ее “On/Off”, потому что украинский художник зависит от рычага, в форме не всегда компетентного руководства, денег, зрителя, который решает твое будущее - может как включить, так и выключить тебя. Обратите внимание на цитаты, которые я использую на полотне, в них много абсурда, в котором мы живем, не замечая его… В них можно увидеть каждого».