Стиль жизни

Писать нельзя звонить: 7 основных правил современного цифрового этикета

Екатерина Ткачева 16 декабря, 2019, 13:32
 0

В эпоху популярности социальных сетей пользователи пришли к пониманию, что этикет - это не только про то, как правильно держать вилку и на сколько минут прилично опаздывать на свидание. В интернете мы точно не знаем, жует ли человек с открытым ртом, но он запросто может бесить нас по другим причинам. Это касается как делового общения, так и личной переписки.

Строгих правил на тему поведения в интернете вы не найдете. Но все-таки в обществе существуют условные договоренности о том, что отправлять незнакомому человеку аудиосообщение - это дурной тон, смайлики в деловой переписке могут выглядеть странно, а отправка сообщений в мессенджер ночью - это нарушение личных границ человека.

Gloss.ua решил пообщаться с экспертами из разных сфер деятельности, чтобы узнать, как они относятся к подобным правилам.

Позвонить или написать

Времена, когда мы радовались появлению "мобилок" и возможности звонить откуда угодно - уже давно в прошлом. Сейчас многие вздрагивают от звонка телефона, особенно, если на экране светится незнакомый номер. Такие звонки воспринимаются, как явное вторжение в личное пространство и человек может отказаться брать трубку, предполагая, что сейчас ему предложат курсы английского или какую-то акцию из неизвестного интернет-магазина.


Я не люблю разговаривать по телефону. Я не умею нормально общаться по телефону:) Я не отвечаю на звонки с незнакомых номеров. Я очень люблю переписываться в мессенджерах. Можно подумать над своей мыслью и изложить ее более корректно и концентрированно. Я люблю лаконичные и конкретные сообщения, без воды.

Дмитрий Деркач, совладелец сети кинотеатров “Планета кино”, 37 лет


Написать. Не могу объяснить, почему. Раньше думала, что одна я испытываю стресс, вступая с людьми в аудио контакт. Но потом оказалось, что миллениалы - они такие, хз))

Саша Шабалина, ведущая “Русского радио Украина”, 27 лет


Конечно, написать. Не люблю, когда мне звонят. Мы живем в эпоху мессенджеров, всем намного удобнее там общаться, люди начали слишком любить своё личное пространство и я стараюсь его не нарушать. Но если прям что-то очень срочное - можно звонить, но в начале разговора лучше сказать «Сори, что тебя тревожу телефонным звонком, тут такое дело.

Максим Зайченко, основатель проекта "Zaichenko Team", 25 лет


Телефонный звонок в современном мире ассоциируется с каким-то экстренным случаем, поэтому - написать. Если необходим телефонный разговор, написав в мессенджер, спросить, удобно ли говорить человеку, которому собираетесь звонить. В целом, все книжки по современному этикету можно свести к одному правилу - поступайте со своим собеседником, как с равным

Анна Ларичева, основательница и директор креативного агентства “Ларичева, напиши”, 27 лет

Аудиосообщения

Разговоры об уместности голосовых сообщений зачастую сопровождаются кровопролитными спорами. Всегда будут те, кто "за" и те, кто "против".

Но если говорить о деловой переписке, то тут эксперты советуют не рисковать и все-таки избегать таких методов коммуникации, потому что:

  • голосовые сообщения не имеют функции поиска;
  • вы не можете быть уверены, что в данный момент человеку будет удобно его прослушать (если не убедитесь в этом заранее);
  • отправляя такое сообщение вы тем самым демонстрируете, что ваш комфорт вам дороже, чем комфорт собеседника.

Мне неудобно получать аудиосообщения, но все индивидуально. К сожалению, правила приличия не позволяют мне сказать человеку, с которым у меня деловые отношения, что я попросту ненавижу эти аудиосообщения

Анна Ларичева, основательница и директор креативного агентства “Ларичева, напиши”, 27 лет


Я лично не люблю аудио- или видеосообщения. Мне часто неудобно их слушать, потому что я редко бываю в местах, когда рядом со мной никого нет. Опять же, предпочитаю короткие текстовые сообщения

Дмитрий Деркач, совладелец сети кинотеатров “Планета кино”, 37 лет


Все голосовые, которые я получала без предварительного ‘согласования’, были просто оскорбительны по своему хронометражу. Однажды чувак задавал мне ОДИН вопрос ШЕСТЬ минут. С тех пор я не верю в людей и предпочитаю текст, если речь о делах. Друзья пусть что хотят, то и делают

Саша Шабалина, ведущая “Русского радио Украина”, 27 лет


Аудиосообщения очень удобный инструмент для коммуникации, я положительно к этому отношусь

Максим Зайченко, основатель проекта "Zaichenko Team", 25 лет

Эмодзи в деловых переписках

Эмодзи помогают придать эмоциональный окрас виртуальному общению и уловить настроение собеседника. Например, мы видим, что начальство ограничивается обычной точкой в конце каждого предложения. Можно предположить, что он/она хотят казаться строгими и беспристрастными. Или наоборот - босс ставит милые смайлики в конце предложения. Возможно, он подготавливает вас к тому, что сейчас попросит поработать сверхурочно?

Насколько вообще стикеры и эмодзи уместны при формальном общении?Однозначного ответа на этот вопрос не существует, тут нужно действовать только по ситуации.


Поскольку у меня творческая работа (и, соответственно, коллектив), для меня это норм тема. В конце концов, "все глупости делаются с серьезным лицом" - если ты хорошо выполняешь работу, говняшка с глазами ее не испортит

Саша Шабалина, ведущая “Русского радио Украина”, 27 лет


Зависит от мессенджера. Например, рабочие чаты в Телеграме носят менее формальный характер, чем в любом другом. Если нужно разрядить обстановку, могу отправить смешной стикер - они у меня делятся на две категории: “жесть для друзей” и “забавные для работы”

Анна Ларичева, основательница и директор креативного агентства “Ларичева, напиши”, 27 лет


Отлично отношусь. Часто использую стикеры. Это помогает выйти на более простой контакт, расслабляет

Дмитрий Деркач, совладелец сети кинотеатров “Планета кино”, 37 лет


Да, эмодзи я люблю:) Но не переусердствуйте. 1-3 эмодзи будет достаточно

Максим Зайченко, основатель проекта "Zaichenko Team", 25 лет

Электронная почта, мессенджер или соцсети?

Бытует мнение, что любая деловая переписка должна проходить исключительно в электронной почте, а мессенджеры необходимы только для оперативной связи.

Но существуют и такие категории профессий, в которых люди не разделяют социальные сети, мессенджеры и почту. Для них не существует понятия рабочее/нерабочее время. Они предпочитают всегда быть на связи и решать все вопросы молниеносно через быстрые сообщения, а почта им нужна только для регистрации на различных ресурсах.


В начале рабочих отношений сразу выбираем удобный для всех формат связи. Если это первый контакт, зависит от многого: если я представляю свое бюро и пишу представителю другой организации - пишу на почту; если ищу сотрудника и пишу по рекомендации - социальные сети; если в ходе работы мне дали контакт человека и попросили связаться с ним для уточнения какой-нибудь информации - попробую найти его в Телеграме

Анна Ларичева, основательница и директор креативного агентства “Ларичева, напиши”, 27 лет


Наверное, все ещё почта. Как-то это... деловее, что ли

Саша Шабалина, ведущая “Русского радио Украина”, 27 лет


В Telegram напишу

Максим Зайченко, основатель проекта "Zaichenko Team", 25 лет


В мессенджер

Дмитрий Деркач, совладелец сети кинотеатров “Планета кино”, 37 лет

Ночные письма

Днем вы получили письмо на почту от потенциальных клиентов, но тут вас отвлек коллега, потом позвонила мама, вы закрутились, а уже дома, лежа в постели, вспомнили, что так и не ответили на то важное письмо. Стоит ли волноваться и бежать срочно набирать ответ?

А если речь идет о мессенджерах? Тут совсем другое дело. Хотя мы понимаем, что многие отключают телефон на ночь, высока вероятность, что ваше ночное сообщение к утру просто затеряется в потоке других и останется незамеченным.


Электронные письма отправлять можно, потому что они не требуют быстрого реагирования. Сообщения по работе в мессенджерах можно отправлять только в рабочее время

Дмитрий Деркач, совладелец сети кинотеатров “Планета кино”, 37 лет


Думаю, ничего страшного. Ты же все равно типа "сори не видел" до того, как станет удобно

Саша Шабалина, ведущая “Русского радио Украина”, 27 лет


Нет, нельзя, но это правило все равно активно игнорируется всем человечеством. И мной

Анна Ларичева, основательница и директор креативного агентства “Ларичева, напиши”, 27 лет


Нежелательно это делать. Опять таки, люди любят своё личное пространство, уважайте собеседника. Подождите до рабочего времени

Максим Зайченко, основатель проекта "Zaichenko Team", 25 лет

Ошибки и опечатки в сообщениях

Наверное у каждого есть такой друг, который в переписке обязательно укажет, что вы пропустили запятую, или впадет в бешенство от того, что вы написали “в течении”, а не “в течение часа”.

С одной стороны, хорошо иметь таких друзей. С другой, мы часто пишем сообщения на ходу или в спешке, и можем допустить несколько опечаток/ошибок.

Но все-таки, если вы общаетесь по работе, не поленитесь перечитать написанный вами текст перед отправкой. Кто знает, какое мнение о вас может сложиться у собеседника, если вы допустите такую оплошность.


Я перфекционист, но стараюсь не обращать на это внимание. Я не стану исправлять собеседника. Бывает такое, что Т9 не тот текст выдало или человек на ходу печатает и ошибку сделал. Не нужно к этому критично относиться

Максим Зайченко, основатель проекта "Zaichenko Team", 25 лет


Спокойно. Когда печатаю на ходу и быстро, сама их допускаю, а чужие сообщения читаю исключительно в поиске в них смысла, а не опечаток

Анна Ларичева, основательница и директор креативного агентства “Ларичева, напиши”, 27 лет


По двойным стандартам. Если я ошиблась, это досадное недоразумение. Если кто-то другой, он "не соизволил потратить на меня пару лишних секунд, чтобы все перепроверить. Диссреспект таким пацанам

Саша Шабалина, ведущая “Русского радио Украина”, 27 лет


К опечаткам - нормально, часто сам пишу на ходу и могу допускать опечатки. Не люблю ошибки, это показывает безграмотность собеседника. Я сам не учил русский язык (у меня в школе был только украинский), но я его выучил и умею писать без ошибок

Дмитрий Деркач, совладелец сети кинотеатров “Планета кино”, 37 лет

В глаза смотри!

Наверное, с каждым бывало такое: на встрече собеседник постоянно высматривал что-то в своем телефоне или не отрывался от клавиатуры ноутбука, закрывая лицо лаптопом. При этом вы старательно хотели донести свои идеи человеку, но даже не смогли уловить его взгляда. А может, вы и сами так делаете?


Ужасно. Даже без комментариев

Саша Шабалина, ведущая “Русского радио Украина”, 27 лет


Отрицательно, так как я не понимаю, вникает ли человек в то, что я говорю. Это проблема возникает с клиентами, с которыми работает “Ларичева, напиши”. Но тут субординация превыше всего, поэтому я потом покорно дублирую все, что мы обсуждали на встрече, в чат еще месяц после самой встречи. Когда так делают мои сотрудники, я просто горестно поджимаю губы и понимаю, что это уже не остановить

Анна Ларичева, основательница и директор креативного агентства “Ларичева, напиши”, 27 лет


Если собеседник предупредит меня, что ему срочно нужно ответить на важные сообщения - ничего страшного. Если просто от скуки это будет делать - это неуважение. Не стоит так делать

Максим Зайченко, основатель проекта "Zaichenko Team", 25 лет


Я это очень не люблю, меня это раздражает. Создается впечатление, что человеку неинтересно или что у него есть более важные люди и дела в данный момент

Дмитрий Деркач, совладелец сети кинотеатров “Планета кино”, 37 лет

Теги: стиль жизни , социальные сети , цифровой этикет

Комментарии