В мае в Украине разгорелся скандал: уполномоченная Верховной Рады по правам человека Людмила Денисова опубликовала видео клиники репродуктивной медицины, на котором 46 младенцев от суррогатных мам собраны в комнате киевского отеля. В ролике говорится о проблеме: из-за закрытия границ, детей не могут передать биологическим родителям.
Пост Денисовой вызвал дискуссии на тему этичности суррогатного материнства в Украине, защиты женщин и новорожденных, а также о том, кто именно имеет право на такое усыновление. Gloss.ua разбирался в скандале вместе с экспертами.
О чем сказал Николай Кулеба
Свое мнение по теме высказал уполномоченный президента Украины по правам человека Николай Кулеба. По его словам, коммерческое суррогатное материнство - это удовлетворение интересов клиента, который по сути покупает дорогой товар - ребенка.
В своем посте он также сравнил ЛГБТ-семьи, которые пользуются услугами суррогатных матерей, с насильниками и назвал их фиктивными семьями.
Николай Кулеба, уполномоченный президента Украины по правам человека
"Реклама СМ, которая сегодня везде, "кричит" нам про радостных родителей и счастливые семьи. Но она не говорит нам про то, кто на самом деле прячется за красивым рекламным буклетом. Есть случаи, когда семьи - фиктивные, когда “семейными парами” могут оказаться и гомосексуальные пары, и насильники".
В своем посте Кулеба утверждает, что суррогатное материнство - это эксплуатация женщин, которые идут на такой шаг из-за бедности. Для подтверждения своих убеждений, он показал пример одного из договоров на услуги суррогатного материнства.
Также он задался вопросом, интересуется ли кто-то, как на беременную маму реагируют ее родные дети, и акцентировал внимание на том, что по договору ей могут запретить уход за родным ребенком, если у него возникнет инфекционное заболевание, либо могут заставить съехать после 7 месяцев беременности.
Как отреагировали в социальных сетях на слова Кулебы
В дискуссиях на тему суррогатного материнства невозможно прийти к единому мнению. Кто-то считает, что это вполне безопасный способ помочь людям стать родителями, а женщинам заработать, в конце концов - женщина сама вправе решать - становиться ей суррогатной матерью или нет.
Другие говорят о последствиях для самого ребенка в случае, если от него откажутся биологические родители, и об ограничении прав суррогатной матери.
Но в посте Кулебы читателей также возмутило и другое - уполномоченный президента Украины по правам детей фактически называет гомосексуальные пары угрозой для ребенка:
Анна Денисенко: "Такое ощущение, что человек вылез из подвала, где просидел 20 лет, посмотрел телек и написал пост".
Ольга Ваганова: "Так мог написать только человек, который никогда не переживал проблем бесплодия, и да, текст манипулятивен в худших традициях".
Богдан Глоба, глава QUA - LGBTQ Ukrainians in America
"Це жахливо, і взагалі шокуюче, що в 2020 році ми досі маємо пояснювати і обговорювати те, що гомосексуальні сім'ї такі самі. І що там не має ніякого насилля, а діти ростуть здорові і щасливі. Є купу відомих селебретіс, є купа ЛГБТ-батьків, які ведуть відкрито Істаграми чи блоги про свої сім'ї, і всі можуть споглядати, які класні діти там ростуть. Більше того, саме в Україні досі існують ці ганебні дитячі будинки, саме Україна одна з перших країн в Європі по дитячій порнографії, по секскуальному насиллю в тих дитячих будинках. В США (де я зараз живу) вже десятки років дозволено усиновлення і сурогатне материнство для гей пар, і немає випадків насилля над дітьми в таких сім'ях. Більше того, тут немає дитячих будинків".
Оксана Покальчук, директор Amnesty International Ukraine
"Ставить гомосексуальные пары, где двое взрослых людей (женщин или мужчин) сознательно находятся в отношениях, в один ряд с преступниками, совершивших сексуальное насилие, - недопустимо. Такие высказывания из уст официальных представителей государства только разжигают ненависть и преступления на почве гомофобии, способствуют разделению украинского общества, а также распространению среди людей идей ненависти".
Николай Кулеба объяснил, что однополый брак в Украине запрещен, и он писал про обман ради того, чтобы воспользоваться услугами суррогатного материнства: "Каждый имеет право выбирать свой путь жизни, но при этом не нарушая законодательство", - подытожил он.
Чем вообще суррогатное материнство отличается от обычного
Юрий Леонов, ведущий специалист по биотехнологиям, объясняет, что суррогатное материнство применяется в таких случаях:
- Когда женщина из-за патологии не может выносить плод (постоянные срывы беременности). У нее берут яйцеклетку, у ее мужа сперму, проводят искусственное оплодотворение и, когда начинается развитие, подсаживают этот зародыш в матку суррогатной матери. Она вынашивает его и рожает ребенка.
- Женщина не может иметь детей, ее яйцеклетки не пригодны для оплодотворения. Тогда берутся донорские яйцеклетки, которые оплодотворяют спермой мужа и снова подсаживают суррогатной матери.
При этом важно понимать, что дети, рожденные суррогатной матерью, для нее совершенно чужие. Они не имеют никакого генетического родства с ней.
Перед тем как женщина становится суррогатной матерью она проходит тщательное обследование, у нее должны быть родные дети, а предыдущие беременности должны быть без осложнений.
В общем, для здоровья суррогатной матери нет никакой опасности. За ней постоянно ведется тщательное медицинское наблюдение, с ней работают психологи.
Суррогатное материнство равно торговле людьми?
С правовой точки зрения называть суррогатное материнство торговлей людьми - глубоко ошибочно, - говорит Оксана Покальчук, директор Amnesty International Ukraine, ссылаясь на украинское законодательство:
"Суррогатное материнство, в соответствии с национальным законодательством, является методом лечения бесплодия, которым могут воспользоваться супружеские пары в исключительных случаях, предусмотренных Приказом Минздрава. То есть, представление о том, что этот метод лечения легкодоступный и может быть "прихотью богатых людей" - не соответствует действительности".
А что с законодательством?
Анна Маляр, юрист-криминолог, кандидат юридических наук
"Договор про суррогатное материнство - это вообще не о продаже ребенка, это о предоставлении услуг. Ребенок на всех этапах как был с момента зачатия, так и остается после рождения ребенком своих биологических родителей, а не женщины, которая ее вынашивала.
Больница, которая предоставляла услуги суррогатного материнства и выложила фото малышей, которых не могут забрать родители-иностранцы из-за закрытых границ - привлекла внимание к проблеме, и правильно сделала. Я считаю, что государства, гражданами которых являются биологические родители этих детей, должны в сотрудничестве с Украиной позаботиться об эвакуации сначала малышей, а потом уже взрослых, которые могут сами себя обслуживать. Думаю, что те фото и видео сделаны были именно для этого. Но, если там было совершено преступление и была торговля детьми, то есть их вынашивали не для биологических родителей, тогда надо расследовать и привлечь к ответственности, но не запрещать суррогатное материнство как таковое".
По словам Анны, если в сфере вспомогательных репродуктивных технологий так же, как и в других сферах могут быть злоупотребления, совершаться преступления, то это повод урегулировать сферу законодательно, контролировать ее, но не запрещать.
"Суррогатное материнство - это дорогая услуга и больницы на этом зарабатывают (как и на всем остальном). Украинские врачи-ученые в этой сфере очень далеко продвинулись и делают чудеса там, где иногда западная медицина бессильна. Поэтому наши клиники пользуются спросом не только из-за ценовую политики. В этом бизнесе серьезная конкуренция, его сложно расширять, поэтому проще уничтожить клинику-конкурента. Собственно, именно на это и похожа данная информационная кампания".
После возникшего скандала, эксперты пришли к выводам, что вопрос суррогатного материнства недостаточно проработан с законодательной точки зрения в Украине:
- Например, Людмила Денисова считает, что нужно отменить обязательную справку о бесплодии, которая создает дополнительные коррупционные риски. Бывали случаи, когда женщины рожали своих детей, и покупали такую справку, чтобы в дальнейшем воспользоваться услугами суррогатного материнства.
- Также предлагается отменить требование справки об официальном браке, так как в Семейном кодексе Украины уже есть термин "гражданский брак".
- Разрешить участвовать в программе одиноким людям (которые, возможно, потеряли своего партнера).
- Предусмотреть в статье 149 Уголовного кодекса Украины, что суррогатное материнство - это не торговля людьми.
- Четко прописать права всех участников процесса, и стандарты для центров, которые предоставляют такие услуги, и так далее.
Теги: стиль жизни , суррогатное материнство