На какие товары украинцы тратят больше всего денег, а на чем жестко экономят – исследование "Делойт"
В 2023 году экономил на покупке ежедневных товаров почти каждый второй украинец. Сколько денег и на какие товары тратят потребители, на чем приходится экономить и какая динамика по донатам, расходам на досуг – исследовал "Делойт" в Украине.
Подпишитесь на канал Gloss.ua в Telegram.
«Важным признаком является постепенное возобновление потребительской активности в Украине. Некоторые показатели, такие как частота покупок продуктов питания, уже восстановились до довоенных уровней. Другие, такие как покупка электроники и бытовой техники, одежды и обуви, выросли на 25% и 14% соответственно по сравнению с 2022 годом. Это свидетельствует о восстановлении доверия потребителей, а также о способности ритейла адаптироваться к новым условиям», — отмечает Александр Ямпольский, директор, руководитель отраслевой группы по ритейлу и оптовой дистрибуции "Делойт" в Украине.
Экономия
В зависимости от категории товаров, экономят от 41% до 77% украинцев. Меньше всего экономят на лекарствах, детских товарах и покупке готовой еды.
Что касается продуктов питания, которые составляют значительную долю чека украинцев, то расходы в этом сегменте выросли на 32% потребителей. Посещение ресторанов и баров в 2023 году сократилось: 55% опрошенных делают это гораздо реже.
Досуг по-прежнему не является приоритетом расходов: 65% респондентов экономят на развлечениях вне дома, а 58% реже, чем в прошлом году, посещают кинотеатры и концерты. Однако онлайн-развлечения становятся все более популярными: 32% украинцев увеличили расходы на просмотр ТВ и стриминговых каналов.
Онлайн-шоппинг
Онлайн-сегмент продолжает развиваться: частота онлайн-заказов увеличилась на 12%. Чаще всего в интернете украинцы покупают электронику и бытовую технику (26%), косметику и парфюмерию (19%), а также одежду и обувь (17%).
В свою очередь, офлайн остается важным форматом покупок в жизни украинцев. Чаще всего в традиционных магазинах покупают еду (85%), алкогольные напитки (79%), товары для дома и бытовую химию (72%).
Помощь ВСУ
Донаты стали почти такими же популярными, как продукты питания. Согласно исследованию, 92% украинцев донатят на помощь ВСУ или пострадавшим в результате военных действий.
Украинцы больше всего доверяют сборам средств от знакомых, друзей и коллег. Их поддерживают более 75% опрошенных, а средняя сумма доната составляет 147 гривен. Второе место по уровню доверия занимают крупные благотворительные фонды, такие как "Возвращайся живым", фонд Сергея Притулы, а также сборы Лачена (Игоря Лаченкова), на которые донатят почти 71% респондентов. На государственные сборы (такие как UNITED24) также приходится значительная часть населения — более 60%, при этом средний размер доната составляет 121 грн.
Месячный бюджет
Большая часть бюджета уходит на покрытие основных расходов, таких как продукты питания, арендная плата и коммунальные платежи. Этот показатель достигает 66%, что более чем в два раза больше, чем в среднем по всему миру. Украина является единственной из исследуемых стран, где расходы на эту категорию превышают 50%.
Было проведено сравнение потребительских настроений украинцев с настроениями потребителей в Германии, Польше, США, Канаде, ЮАР и со средним мировым показателем.
Украинцы тратят значительно меньше на товары и услуги, которые не являются необходимыми для базового существования:
- Досуг (включая рестораны/кафе), отдых и туризм: украинцы тратят 2% своего бюджета на эту категорию, в то время как жители Германии - 17%, Польши - 15%, США - 19%, Канады - 15%, ЮАР - 17%.
- Электроника, бытовая техника и товары домашнего обихода: украинцы тратят 2% бюджета на эту категорию, жители Германии - 10%, Польши - 12%, США - 12%, Канады - 10%, ЮАР - 14%.
В таких категориях, как одежда и обувь, здравоохранение, транспортные расходы и цифровые услуги, нет ощутимой разницы между украинцами и жителями сравниваемых стран.
Теги: новости Украины , бюджет , покупки , товары , потребление , экономия , исследование