Никакого фудкорта и тонны мусора: как выглядели первые мировые музыкальные фестивали Никакого фудкорта и тонны мусора: как выглядели первые мировые музыкальные фестивали
Музыка и кино

Никакого фудкорта и тонны мусора: как выглядели первые мировые музыкальные фестивали

Богдан Семенченко
Фото: Imgur
25 июня, 2018, 12:15
 0

Уже собрались посетить несколько фестивалей в этом году? Или только размышляете об этом? Напоминаем, что не так давно мы писали для вас два гида: по украинским фестивалям и недорогим европейским оупен-эйрам.

Покопавшись в архивах, мы вспомнили, как выглядели первые рок-фестивали, прародители и вдохновители тех, на которые ходим мы. Они появились в эпоху хиппи - время всеобщей любви и нонконформизма. По крайней мере, молодежь думала, что их движение именно об этом.

Monterey International Pop Festival (1967)

Первым рок-фестивалем в истории был Monterey International Pop Festival 1967 года. Он стал первым крупным мероприятием с рок-музыкой и дал толчок многим талантливым исполнителям. Там себя впервые презентовали британцы The Who, Джэнис Джоплин по итогу фестиваля подписала контракт с Columbia Records, а Джимми Хендрикс произвел легендарное сожжение электрогитары на сцене.


Тогда для зрителей ещё было принято сидеть в зале. При этом, многие из них не успели занять места, ведь на площадку, вместительностью в 7000 человек, было продано 8500 билетов. В основном это были представители так называемой молодежной контркультуры. Именно эти люди вскоре начнут носить цветы в волосах и разноцветные балахоны, называя себя революционерами от любви.

Никакого фудкорта и тонны мусора: как выглядели первые мировые музыкальные фестивали фото 1 Фото: Никакого фудкорта и тонны мусора: как выглядели первые мировые музыкальные фестивали фото 1

Фестиваль имел огромное влияние как на развитие как популярной музыки того времени, так и индустрии развлечений. К тому же на «Monterey International Pop Festival» для рок-артистов впервые были предоставлены комфортные условия проживания, выступления и внушительные гонорары. С тех пор крупные фестивали начали появляться по всей Америке и западной Европе и это было не остановить.

Woodstock Festival (1969)

Спустя два года движение хиппи достигло своего апогея. Сотни тысяч молодых людей по всей Америке выступили против войн и насилия в мире, в частности против участия Америки во Вьетнамской войне. Самым важным событием, которое вывело на пик движение хиппи, стал музыкальный фестиваль «Woodstock», который прошел в сельской местности штата Нью-Йорк в августе 1969 года.

Организаторы рассчитывали на 100 000 человек, что и так означало бы, что это будет крупнейший рок-фестиваль на тот момент. Но звезды сложились так, что на фестиваль прибыло полмиллиона человек, создав 6-мильные пробки на подъездах к месту проведения.

Никакого фудкорта и тонны мусора: как выглядели первые мировые музыкальные фестивали фото 3
Фото: Место проведения фестиваля с высоты птичьего полета, bzlevine

Отвязные хиппари не стеснялись выражать эмоции и свои взгляды: они покуривали травку, ходили голые, публично занимались сексом. Также на фестивале, по неподтвержденным данным, родились два ребёнка. При этом очевидцы отмечают, что в целом на «Вудстоке» не было насилия и посетители были миролюбивы.

Но отсутствие комфортных условий проживания и огромное количество посетителей вызвало негативную реакцию властей - тогдашний губернатор штата Нью-Йорк Нельсон Рокфеллер позвонил организатору фестиваля Джону Робертсу с угрозой выслать 10 тысяч полицейских для прекращения мероприятия. Но тот в последний момент убедил политика не делать этого.

Против «Вудстока» боролись и в СМИ: большинство заметок, которые появлялись о фестивале описывали происходящее в негативном ключе. В частности, журналисты отмечали огромные пробки и антисанитарию на фестивале. Но к концу мероприятия отзывы стали более положительными - на это повлияло большое количество звонков и писем от посетителей и их родителей, которые убеждали газеты в обратном.

Никакого фудкорта и тонны мусора: как выглядели первые мировые музыкальные фестивали фото 4

Фото: Getty Images

Ни о каких официальных кэмпингах, душах, биотуалетах и фудкортах речи даже не шло - весь быт на фестивале посетители создавали себе сами. Одна из главных фотографий «Вудстока» отлично передает атмосферу, которая царила в то время. На ней изображена пара, обнимающаяся в одеялах ранним утром. Интересно, что недавно американские журналисты нашли этих двоих и они до сих пор вместе.

Никакого фудкорта и тонны мусора: как выглядели первые мировые музыкальные фестивали фото 4 Фото: Никакого фудкорта и тонны мусора: как выглядели первые мировые музыкальные фестивали фото 4

На фестивале выступили практически все главные музыканты того времени, за исключением Боба Дилана, который в последний момент отменил выступление из-за болезни сына, а также группы The Beatles, которую терзали внутренние разногласия. Непосредственно на «Вудстоке» проходила съемка концертного документального фильма, в который вошли главные выступления The Who, Рави Шанкара, Дженис Джоплин, Джо Кокера, Джимми Хендрикса, Greatful Dead, Creedence Clearwater Revival.

Isle Of Weight (1970)

После невероятного Woodstock казалось, что фестиваля масштабнее быть просто не может. По крайней мере не в ближайшее время. Но вскоре выяснилось, что это не так. Уже в 1970-м году фестиваль на острове Уэйт в Великобритании собрал около 600 тысяч самых разношерстных посетителей. Хиппи, моды, студенты, британские работяги - там можно было встретить кого угодно.


На фестивале показали свои лучшие сеты многие популярные музыканты того времени. Примечательно также то, что на этом фестивале состоялось и самое массовое джазовое выступление в истории - перед многотысячной толпой выступил трубач Miles Davis.

Остров был излюбленным местом для яхтсменов и зажиточных отдыхающих, поэтому у организаторов с самого начала проведения фестиваля в 1968 году были проблемы. Взрослых отталкивали «грязные хиппи», которые тысячами съезжались на их остров. В 1971-м появился «Акт Острова Уэйт 1971», запрещающий проведениях крупных мероприятий на территории острова. Традиция фестивалей в этом месте продолжилась только в 2002-м году.

Goose Lake International Music Festival (1970)

Готовя новый американский фестиваль, организаторы решили пойти дальше своих предшественников и исправить их ошибки. Прежде всего, была установлена сцена с возможностью поворота на 180 градусов. Это позволяло группам настраиваться во время выступления своих коллег и начинать играть практически немедленно после завершения их сетов. На фестивале выступили Rod Stewart, Jethro Tull, Chicago, Ten Years After, The Flying Burrito Brothers, Mountain, The Stooges.

Никакого фудкорта и тонны мусора: как выглядели первые мировые музыкальные фестивали фото 4 Фото: Никакого фудкорта и тонны мусора: как выглядели первые мировые музыкальные фестивали фото 4

Кроме того Goose Lake International Music Festival стал одним из первых фестивалей, предоставивших обустроенный кемпинг с душами для посетителей, бесплатными дровами для костра, медицинскими пунктами, обустроенным пляжем. Но вместо ожидаемых 60 тысяч посетителей на фесиваль приехали 200 тысяч человек, поэтому не все посетители смогли по-достоинству оценить все удобства фестиваля.

Никакого фудкорта и тонны мусора: как выглядели первые мировые музыкальные фестивали фото 4 Фото: Никакого фудкорта и тонны мусора: как выглядели первые мировые музыкальные фестивали фото 4

Этот фестиваль стал одним из последних рок-фестивалей «старой школы», с обнаженными хиппи и тоннами наркотиков. После «Вудстока» (1969) и в особенности «Altamont Free Concert» (1969), на котором были зафиксированы масовые беспорядки, государство стало жестче регулировать происходящее на фестивалях. На «Goose Lake International Music Festival» было задержано 160 человек за хранение и распространение наркотиков, также были заведены уголовные дела за одно изнасилование и потасовки.


Было очевидно, что эпоха хиппи подходит к своему концу и утопические идеи всеобщей любви не жизнеспособны. Большинство мейнстримных фестивалей с тех пор стали всё тщательнее следить за оборотом наркотиков на территории, усиливать охрану и в целом делать фестивали максимально цивилизованными и понятными для массовой аудитории. Но дух вседозволенности фестивалей 60-х - начала 70-х до сих пор считается эталонным для любого рок-фестиваля. И именно его так приятно хотя бы не на долго ощущать на крупных оупен-эйрах.