Sputnik8.com – новый формат городского туризма
Не знаешь, что показать своим иностранным друзьям и хочешь узнать свой город лучше? Или наоборот - знаешь секретные и интересные места, а также способы весело провести время и хочешь поделиться своими знаниями с другими? Помочь в этом может Sputnik8.com – интернет-платформа, которая откроет для тебя необычные экскурсии или даст возможность поиграться в гида.
История компании началась в Санкт-Петербурге. Сооснователь сервиса Александр Ким, будучи студентом, решил создать проект, который бы совмещал его любовь к путешествиям и образование программиста. Таким образом, Александру пришла в голову идея сервиса, на котором обычные люди, жители города, могли бы рассказывать и показывать гостям (или своим соседям) необычные и интересные места. Так, они смогут открывать настоящий город и его истории, которые не вошли в путеводители.
Город необходимо изучать благодаря людям, которые в нем живут. Они - часть его повседневной жизни. Той, которая есть на самом деле, а не описанной в рекламных брошюрах. Эти люди откровенны, способны замечать необычное и интересное. Ведь они делают это непроизвольно, в то время как туристические бюро сфокусированы сугубо на заработке.
Помощником и верным спутником в развитии проекта с самого начала была Александра Скоробогатова - второй сооснователь проекта. Социолог по образованию, она всегда питала интерес к людям и легко увлеклась идеей того, что возможность показывать свой город и встречаться с людьми со всего света можно реализовать своими руками. Это настоящий культурный обмен с возможностью заработка для каждого! Встретившись с Александром в бизнес-инкубаторе QD в Санкт-Петербурге, они начали работу.
В Петербурге Спутник появился в мае 2012 года. Весной 2013 к сервису присоединилась Москва, а летом этого же года и Киев. Компанию в Украине развивает Юлия Тополюк, которая уже имеет опыт как в путешествиях, так и в digital сфере, и в журналистике.
Мы начали наше общение с ребятами еще в марте 2013 года, тогда я находилась в Камбодже. Это были несколько скайп-звонков из отелей с разной степенью паршивости интернета. Меня заинтересовал формат: когда не профессионалы, а обычные люди (эксперты в чем-то своем, в архитектуре, искусстве, спорте) делятся знаниями с такими же, как они.
На момент запуска киевский филиал предлагал около 25-30 экскурсий. Сегодня их больше 100. А благодаря идеям киевлян (как любительским, так и профессиональным), их количество растет с каждым днем. При этом Спутник – не экскурсионное бюро, а платформа, на которой люди могут предлагать или находить экскурсии.
Перед запуском Sputnik8.com в Киеве мы изучили конкурентов, существующие экскурсионные предложения, а также поисковые запросы. Поняли, что основная часть экскурсионного контента – стандартные «обзорки» или посещение памятных и раскрученных мест. Это означало, что для нас открывается огромное поле для деятельности. Мы принялись за поиски гидов. Разместили информацию в прессе и в социальных сетях. Хотя больше всего сработало сарафанное радио. Уже в июле мы провели первую бесплатную экскурсию. Меня приятно удивило, что пришло много киевлян. Я думала, киевляне меньше всего интересуются городом, ведь они живут здесь и, казалось бы, все знают. Кстати, и первую платную экскурсию заказал тоже киевлянин.
Спутник предлагает экскурсии по крышам и подземельям, мистическим и загадочным местам, гастрономические экскурсии, мастер-классы и знакомство с кухнями народов мира; экскурсии по местам, где можно черпать вдохновение или загадывать желания, познакомиться с архитектурой Киева разных эпох, узнать секреты города и мистические истории. При этом предложений об экскурсии одной тематики может быть несколько. Благодаря тому, что их проводят разные гиды, они могут включать в себя абсолютно разные объекты и информацию.
Стать гидом может любой, кто предложит интересную тему экскурсии и проявит желание ее проводить. Для этого необходимо заполнить простую заявку на сайте, добавить фотографию и краткое описание экскурсии. Следующий шаг – это собеседование с представителем компании и проведение пробной бесплатной экскурсии.
С каждым новым гидом мы организовываем бесплатную экскурсию. Для гида, особенно если он непрофессионал, это возможность понять, какая информация вызывает больший или меньший интерес у экскурсантов, у какого объекта стоит задержаться подольше, какую информацию необходимо еще найти, стоит ли сокращать или увеличивать экскурсию по времени. Профессиональные гиды тоже могут проводить пробные экскурсии. Например, если они собираются начать работать на иностранном языке. Если пробная экскурсия проходит хорошо, мы подтверждаем ее и добавляем на сайт. Если нет, то продолжаем проводить ее как бесплатную до тех пор, пока человек не отточит мастерство.
Спутник – комьюнити людей, связанных общими интересам и темами. Поэтому с гидами поддерживаются дружеские отношения, а также организовываются встречи, на которых каждый может поделиться свежими идеями и предложениями.
Стоимость экскурсии определяет гид. В среднем - от 60 гривен за групповую экскурсию. Представитель компании может дать рекомендации по формированию стоимости, а также помочь в оформлении описания экскурсии, подборе фотографий. Полученный доход от экскурсии делится между гидом (82% от стоимости) и платформой (18% от стоимости). Гид также самостоятельно определяет дату проведения экскурсии – она может быть фиксированной и указанной в предложении или «по требованию» - по договоренности с экскурсантами. Обеспечение всего необходимого для экскурсии (транспорт или разрешения/договоренности на посещение определенных объектов) лежат на гиде.
В Петербурге, кроме русского и английского языка, уже проводят экскурсии на французском, итальянском и немецком. Киевский Спутник сегодня предлагает экскурсии на русском, украинском, английском и иврите. В ближайших планах – экскурсии на турецком, итальянском и немецком. Информацию о том, на каком языке проводится экскурсия, можно найти в ее описании.
Если у кого-то есть интерес к определенной тематике экскурсии, но нет желания пробовать себя в роли гида, можно просто предложить компании идею. В случае заинтересованности, они подберут человека, который может ею заняться, и разработают программу экскурсии.
Мы всегда в поиске новых тем. Вот, например, недавно родилась идея – экскурсии под названием «Закулисье». Представители интересных профессий, к примеру, дизайнеры одежды могут проводить желающих «за кулисы» и показывать, как, в каких условиях создается одежда, или как проходят непосредственно показы.
В преддверии Нового Года у нас появилась экскурсия «Рабочие будни Деда Мороза и Снегурочки». В рамках экскурсии можно будет узнать, как проходит рабочий день Деда Мороза, как покупаются, доставляются и вручаются подарки, создается новогоднее и праздничное настроение.
На сегодняшний день украинский Спутник также представлен в Одессе, Львове, Харькове и Западной Украине. Весной планируется запуск проекта в Крыму.
Мы планируем расширять географию, но не ставим это первоначальной целью. Наша стратегия – концентрация на уже существующих городах, их развитие и наполнение. Только когда мы полностью уверены, что все налажено и работает идеально с нашим минимальным вмешательством, мы принимаемся за осваивание новых территорий.
Узнать об экскурсиях можно на сайте или ознакомиться с ТОП-предложениями, подготовленными специально для читателей Gloss.ua.