Погружение в искусство: Анна Валиева и ее чувственный арт

Мы любим красоту и пытаемся её усмотреть в окружающем мире. Работы Анны Валиевой – это красота в чистом виде. А ещё, это глубина мысли, яркие цвета и тонкие грани. Художница такая же глубокая и искренняя, как и её работы – порой в них читается её отражение. В картинах каждый зритель найдёт именно то, что ему необходимо.

1.
В Voloshyn Gallery сейчас проходит твоя персональная выставка «Воспоминания прошлого и будущего», в которой ты обращаешься к феномену памяти человека, задаваясь вопросом, что для нам воспоминания. А какие твои личные воспоминания отразились в этих работах?

У меня было насыщенное детство благодаря отцу. Я много путешествовала, и это дало ощущение контрастности жизни. Я поняла, что жизнь бывает абсолютно разная. В 6 лет посетила Швейцарию, где увидела совершенно другой уровень достатка. Это был некий энергетический контраст. Подобный опыт как раз и позволяет расти во всех смыслах.

В работах выставки много говорится о семье – тут есть образ матери, дочери, бабушки. Мы все проходим путь от рождения к старости, из молодого поколения превращаемся в старшее – у каждого из нас своя дорога. На одной из работ выражена такая идея.

2.
В твоих новых работах много цвета – яркого и притягивающего. Ты делаешь ставку на него?

Я была немного удивлена, что выставка получилась настолько яркая. Когда писала эти картины, всё казалось монохромным. Я добивалась эффекта, чтобы было восприятие, словно картины выходят из полумрака, а на деле они получились очень яркими.

3.
О чем ты думала, когда создавала новые работы?

Когда я работаю, стараюсь ни о чём не думать. Нужно, чтобы искусство само себя создавало. Когда я начинаю что-то придумывать и специально стараться, то получается не так хорошо. Я за то, чтобы искусство проходило через меня, а не я ретранслировала с его помощью какие-то определённые моменты своей жизни. Такой подход не для меня. Я хочу, чтобы в моих работах в первую очередь было искусство живописи и чувств. Бывает, что некоторые люди понимают друг друга без слов, и это классно. Молчание – золото, и когда пишешь картину, нужно больше молчать, тогда что-то более глубокое просочится через тебя в эти работы.

4.
Есть какой-то определённый месседж, который ты несёшь своей новой выставкой? Или ты даёшь зрителю право на любую интерпретацию?

Безусловно, месседж есть. В Берлине с одном из музеев современного искусства я увидела работу – огромную люстру из хрусталя, которая была подвешена в темноте, а под ней лежал песок. Она сама двигалась – и это была такая магия. Я почувствовала мысли художника, которые легли пластом внутри меня. Через опыт других искусство даёт возможность прожить не одну жизнь, а сразу много. Если ты не познаёшь искусство, не слушаешь музыку, то проживаешь только одну жизнь – свою. Искусство же добавляет в жизнь новые грани.

Мне бы хотелось, чтобы на этой выставке зритель увидел мои размышления и чувства. Эта выставка про глубину, ведь воспоминания – это и есть глубина.

5.
Твои работы очень стильные. Ты даже используешь страницы из глянца, как элементы своих коллажей. Как считаешь, art и fashion – это хорошая коллаборация?

Это, скорее американский подход, когда всё совмещается. Например, так было у Энди Уорхола. Фотография сейчас тоже стала более творческой, она перестала быть «правильной», появились живописные сочетания. Фэшн-фотография стала ближе к искусству, и поэтому я смогла выбрать эти фотографии из журналов и дополнить их.

Я хочу быть, скорее, глубокой, чем стильной в своём творчестве – создавать красоту, чтобы работы были сочные и несли смысл. Потому что стиль – это кратковременно. Но есть вечные вещи, которые создаются на всю жизнь.


Я долго не решалась показывать работы на журнальных вырезках, т.к. меня могли бы связать с fashion. Глянцевые журналы помогли мне прочувствовать и ещё больше погрузиться в понимание искусства, и осознание того, что нужно избавляться от запретов.

6.
Твои работы неоднократно были представлены за границей (Scope Miami Beach 2016, Scope New York 2017). Насколько отличается отклик публики на предметы современного искусства там и здесь?

Мои работы на листах глянцевых журналов очень понравились всем. Хорошие вещи везде заметят и оценят. Потому что искусство – это интуитивная основа. Люди проникаются работами, чувствуют их.


Мексиканец, который приобрел мою работу, сказал, что я должна выставляться в музеях. Приятно, что люди это чувствуют и говорят об этом. Для меня искусство – это как free diving, нужно тренировать своё тело, легкие, дух, чтобы увеличивать глубину погружения. Сегодня можно нырнуть на глубину 50 метров, завтра – 100, а потом – 200. Для меня музейное искусство – это как погружение на 200 метров.

7.
Какие эмоции побуждают тебя творить?

Радость. Я люблю энергию творчества.

8.
А если говорить о тёмных уголках подсознания? Может ли оттуда идти посыл к тому, чтобы творить?

В моменты, когда мне тяжело, искусство спасает. Человеческое общение бывает достаточно примитивным, и это разрушает. А искусство даёт обогащение и уважение к происходящему вокруг. Иногда обстоятельства и общение с людьми бывает болезненным, а искусство может спасти.

9.
В чём ты нуждаешься, как художник?

Чтобы мои работы были необходимы людям. Зачастую, чтобы достичь того, что хочешь, нужно погрузиться в себя и изучить там всё. В то же время, нужно уйти от себя, чтобы дать ситуации пройти сквозь. Потому что твой личный опыт очень мал по сравнению со вселенскими масштабами. То, в чём нуждается каждый художник – это сильный дух.

10.
Ты можешь выделить отличительную черту своего творчества?

Я стремлюсь к глубине. С некоторых пор стала писать работы на синтепоне, мне нравится этот материал – в нём есть непредсказуемость, в него уходит цвет, и в этом есть какая-то магия. Я люблю наслоения, так достигается глубина восприятия. В живописи непросто достичь глубины: плоскость позволяет тебе лишь писать, но не позволяет создать глубину. Возможно, моя тяга к глубине идёт из детства – я любила бассейны. Я даже просила родителей фотографировать меня в бассейне, чтобы увидеть, как глубина передаётся на фото.

11.
Твоё мнение - нынешнее общество нуждается в современном искусстве?

Обществу необходимо искусство. Хорошо, что сейчас оно доступно для всех, а не только для элитарного общества коллекционеров. Теперь каждый человек может посещать выставки, ходить в музеи, отслеживать все в интернете. Дай бог, чтобы современное общество как можно больше интересовалось современным искусством. Это было бы здорово!

Читай также

Курсы, вебинары, мастер-классы: можно ли за пару месяцев поменять профессию? Пять реальных историй

От мечты до реализации

Путь домой: Сергей Фурса и его первая книга

Интервью с писателем.

Как все работает в реальности: 21-летний моряк из Киева о штормах, пиратах и зарплатах

О работе моряка из первых уст.

Группа Brainstorm: "Киев прекрасен, когда в нем цветут каштаны"

О киевской публике, съемках фильма и Уэсе Андресоне.

Баттл месяца: веган и мясоед отвечают на вопросы друг друга

Кто выиграл – решайте сами.

«Наше общество еще нельзя назвать толерантным»: интервью с трансгендерной девушкой Анастасией Домани

Как живется трансгендерам в Украине и почему все именно так.

«Мне 29 лет и я никогда не пробовал алкоголь»: истории киевлян, навсегда выбравших трезвость

Каково это — вообще не пить алкогольные напитки.

Кто и зачем рисует муралы в Киеве: Sky Art Foundation

Разбираемся в стрит-арте.

Жизнь богемы: скульптор Владимир Тузинский о любви к Киеву и глиняной посуде

Его работы легко узнать: черепахи, совы, маски, индейцы доколумбовой Америки

Алекс Селихов: "Главное – эмоции, которые даришь людям"

Об особенностях профессии, о том, как меняются вкусы клиентов и что главное в работе ведущего мероприятия