«Путешествуя, в первую очередь я познаю себя. Потом – мир, людей» - интервью с путешественником Евгением Рафаловским

Евгений Рафаловский исходил вдоль и поперек практически весь африканский континент, поднялся на три его самые высокие вершины, пожил в пустыне среди местных племен, написал о своих путешествиях книгу и попал в Книгу рекордов Украины.

Кроме всего вышеперечисленного, в интервью для Gloss.ua Женя (между прочим, кандидат исторических наук) рассказал еще и о том, как путешествия изменили его жизнь, чем он занимается последние несколько лет, какой он в повседневной жизни и о чем мечтает.

Мне всегда хотелось в Африку. Она для меня – другой мир, где все необычное – земля, люди, животные, звуки… В студенческие годы я ходил по Карпатам и Крыму с рюкзаком. А потом начал читать разную литературу и понял, что не особо трудно путешествовать и где-то за границей. И тогда я решил отправиться в Африку и взобраться на Килиманджаро, причем без всяких турфирм: просто взять авиабилет, полететь на черный континент и там уже путешествовать. Готовя этот проект, я увидел, что вполне реально подняться сразу на три самые высокие вершины Африки (они находятся рядом – в Танзании, Кении и Уганде) – и захотел доказать, что такое в принципе возможно. Даже для человека, который до этого за границей ни разу не был. В 2005-м я осуществил свой первый проект «Познавая Восточную Африку…» – поднялся вместе со своей подружкой Светланой Павлюк на Килиманджаро, пик Ухуру – 5 895 метров (Танзания), на гору Кения, пик Ленана – 4 986 метра, и на гору Рувензори, пик Маргерита – 5109 метров (Уганда). Поскольку до нас такого не делал ни один наш земляк, мы даже попали в Книгу рекордов Украины.

Путешествуя по Восточной Африке, я заметил, что много местных передвигается на велосипедах, похожих на нашу «Украину», но китайских, – и подумал: раз уж это такой популярный в Африке вид транспорта, почему бы на нем не доехать из Каира в Кейптаун. А я до этого на велосипеде лет 10 не ездил, так что еще месяц пришлось его осваивать. Этот мой проект назывался «На велосипедах от Каира до Кейптауна» и длился 77 дней. За это время мы с еще одним участником проекта Александром Любенко проехали Египет, Кению, Танзанию, Замбию, Зимбабве, Намибию и ЮАР. В этой экспедиции я сделал фоторепортаж о мальчике Лепапе из масайской бомы, который победил в конкурсе журнала «National Geographic Украина».

Однажды я оказался в глухих краях у масаев. Эти люди меня настолько поразили, что я решил: все, в следующий раз еду жить в племена. Задавшись целью изучить культурные традиции исчезающих племен Африки: туркана, масаи, пигмеи, бушмены, химба, гереро и показать тяжелые условия жизни некоторых из них - в 2008 году я отправился в Намибию. Мой проект «Жизнь среди местных племен» был рассчитан на два месяца и разбит на два этапа: первый этап (20 дней) включал в себя знакомство со средой обитания и природно-географическими особенностями этой страны, а во время второго (40 дней) я проживал в племенах. Кстати, именно это больше всего мне запомнилось из всех путешествий по Африке. Здесь вы можете прочитать мои статьи об этом проекте.

Вот что я написал в своей книге по поводу моего первого знакомства с племенем химба: «Спустившись в очередную долину, я, наконец, увидел поселение химба. Оно имеет круглую форму, в центре находится скотный двор, огороженный плетнем. Вокруг расположены круглые или квадратные хижины, состоящие из жердей, вкопанных в землю и обмазанных навозом и глиной. Внутри ничего нет, кроме домашнего очага, кучи шкур, одеял и тряпок. Мой гид Мозес подвел меня к уже немолодой женщине – она здесь главная. Ее звали Мукамати. – Нава! – Моро! – Привет! Так мы поздоровались, а дальше, после общения знаками, демонстрации журналов и рекомендательных писем, мне разрешили остаться, и я стал устанавливать палатку. Для меня это значило, что теперь я буду жить в «цветнике» среди одних женщин, по законам матриархата.

Вид женщин химба впечатлит любого: они до сих пор не признают одежды, кроме кожаной набедренной повязки из шкуры козы или коровы да замысловатых украшений в виде бус, браслетов и ракушек каури. Охра у них везде, даже на голове: ею покрыта прическа из заплетенных длинных косичек и глины». Видео об этом:

На самом деле Африка – тяжелый континент. Там ты сталкиваешься с местными, которые тебя не особо понимают из-за того, что ты белый. Достаточно опасные моменты бывают. Например, в той же Найроби, столице Кении, настолько развита преступность, что 25 процентов из ста, что вас ограбят среди бела дня. И еще: в Киеве ты ходишь по улице – и тебя никто не трогает, а там тебе постоянно всякую дрянь парят везде: и то купи, и это; не купи, так дай денег. Видят в тебе мешок с деньгами.

В Африке больше всего запоминаются: красная земля (она настолько красива, насколько хватит воображения), удивительная, а иногда и умопомрачительная по своей красоте природа, интересные люди и сплошные неожиданности.

Моя книга об Африке уже несколько лет лежит. Издателя я пока не искал.

Кроме стран Африки я побывал также в ОАЕ, Румынии, Венгрии, Греции, Израиле – как журналист, фотограф, видеооператор.

К серьезным путешествиям (не в отель да не пляж) я себя готовлю заранее. Начинаю активно заниматься спортом, регулярно выполнять физические упражнения с повышенными нагрузками. Ведь, глядя на меня (а вешу я 100 кг), трудно поверить, что я способен пробежать 10-15 км, забраться на 5-6-тысячную горную вершину, автономно неделями жить на природе и так далее.

Сейчас помимо бега добавляю тренировки в 16-этажном доме (поднимаюсь вверх, спускаюсь вниз), поскольку готовлюсь снова идти на Килиманджаро – товарищ зовет, а я ему отказать не могу. Поведу его туда в феврале и заодно сниму небольшой фильм о моем любимом маршруте – Машам.

Путешествия не просто повлияли на мою жизнь, они ее полностью изменили! Теперь моя жизнь это – путешествие. Мои поездки должны быть осознаны мной: зачем я это делаю, для чего? Путешествуя, в первую очередь я познаю себя. Потом – мир, людей. Во время экспедиций моя жизнь, распорядок дня – все меняется, я вырываюсь из замкнутого круга под названием жизненная рутина.

Последние несколько лет я организовываю в Африку экспедиции. Чем они отличаются от туров, предлагаемых турфирмами? Они дешевле и намного интереснее, но некоторые из них не столь безопасны. Это все равно, что сравнивать путевку в санаторий и поход с палатками в горы. Желающих испытать себя не так много, но все же есть. Причем смельчаки встречаются даже среди маленьких детей! В 2010 году в Африку на покорение Килиманджаро со мной отправился шестилетний мальчик Женя Оксиненко из Симферополя со своими папой и мамой. Его физические нагрузки меня впечатлили: в шесть лет 20-километровые переходы – это серьезно. Я думал, что он покорит вершину Африки – и вот что из этого получилось:

По Украине и по Киеву я тоже готовлю ряд интересных туров. Я ведь историк, кандидат исторических наук. Экскурсии со студенческих лет вожу. Теперь решил свои знания и собственные разработки использовать в турах по Украине и экскурсиях по Киеву. С весны и начну.

Еще я сейчас консультирую одну телекомпанию по поводу съемок проекта в Африке. Если все получится, то появится одно очень интересное реалити-шоу.

Я встречал Новый год в Африке в 2010 году на Килиманджаро, на высоте 4 000 метров с мальчиком Женей и его родителями, но было очень холодно, и мы его проспали. В этот раз Новый год буду встречать в Карпатах.

Я мечтаю сесть на байдарку и проплыть по всей Амазонке – из Перу через всю Бразилию к Атлантическому океану - и тоже посмотреть, как там живут местные племена.

В повседневной жизни я самый обыкновенный. Даже сразу не скажешь, что путешественник. Кроме туризма, занимаюсь историей, журналистикой, фотографией, видеосъемкой. Отдыхаю в основном на природе: рыбалка, подводная охота или лес, грибы, шашлычок.

Мое жизненное кредо: «Лишь в странствиях себя мы познаем». А в Африке говорят: «Кто не путешествовал, тот не знает ценности людей».

Прочитать детально о моих прошлых и будущих проектах можно на сайте www.afromir.org.ua.

Читай также

Курсы, вебинары, мастер-классы: можно ли за пару месяцев поменять профессию? Пять реальных историй

От мечты до реализации

Путь домой: Сергей Фурса и его первая книга

Интервью с писателем.

Как все работает в реальности: 21-летний моряк из Киева о штормах, пиратах и зарплатах

О работе моряка из первых уст.

Группа Brainstorm: "Киев прекрасен, когда в нем цветут каштаны"

О киевской публике, съемках фильма и Уэсе Андресоне.

Баттл месяца: веган и мясоед отвечают на вопросы друг друга

Кто выиграл – решайте сами.

«Наше общество еще нельзя назвать толерантным»: интервью с трансгендерной девушкой Анастасией Домани

Как живется трансгендерам в Украине и почему все именно так.

«Мне 29 лет и я никогда не пробовал алкоголь»: истории киевлян, навсегда выбравших трезвость

Каково это — вообще не пить алкогольные напитки.

Кто и зачем рисует муралы в Киеве: Sky Art Foundation

Разбираемся в стрит-арте.

Жизнь богемы: скульптор Владимир Тузинский о любви к Киеву и глиняной посуде

Его работы легко узнать: черепахи, совы, маски, индейцы доколумбовой Америки

Алекс Селихов: "Главное – эмоции, которые даришь людям"

Об особенностях профессии, о том, как меняются вкусы клиентов и что главное в работе ведущего мероприятия