Интервью с создательницей спецэффектов Олей Марковой

Оля Маркова занимается постановкой атмосферных спецэффектов. Работает в компании Snow Business Ukraine. Девушка рассказала gloss.ua о том, как она пришла в эту уникальную профессию, о своей команде, о самых необычных работах и для кого приходилось делать снег, иней и туман.

Тому, чем мы занимаемся, не учат, во всяком случае, в нашей стране. Я окончила киноведческий факультет театрального института, как ни парадоксально это звучит, почти всему, что умею, я научилась, наблюдая за природой. Этот интерес к наблюдению за природными эффектами у меня возник раньше, чем я стала «делать погоду» профессионально. Задолго до работы в Snow Business Ukraine я обращала внимание на мельчайшие нюансы природы, особенности атмосферных явлений. Фотографировала, наблюдала, анализировала.

Сегодня у меня накопился собственный фотобанк: снимки как разных состояний природы, атмосферы, так и фактур почвы, коры деревьев, листьев, капель воды, сосулек, туманов, снега, льда. Ведь чтобы научиться подражать погоде, нужно быть очень внимательной ко всем природным нюансам.

Люди, которые работают в нашей команде, тоже пришли в эту сферу из самых разных профессий, часто не имеющих отношения к кино. Некоторые проходят специальную стажировку за границей, но, в основном, это вопрос опыта. Ну и, конечно, технологий. Основные технологии, которые мы используем в работе, разработаны западными специалистами, где эта индустрия существует довольно давно. Но достаточно часто мы сами разрабатываем технологии, исходя из задачи режиссера или заказчика. К тому же, у меня есть внутренне правило: никогда не говорить режиссеру: «Нет, это невозможно». Ведь в кино ничего невозможного быть не должно! И даже если стоит задача, с который мы раньше не сталкивались, или не существует готовой технологи для ее решения, тогда особенно интересно фантазировать и изобретать что-то новое. Так, например, в последние годы мы научились делать искусственный град, штормовую волну, разработали много эффектов с пневматикой, новые дымовые эффекты, несколько разновидностей пепла, бесконечно совершенствуем эффекты по ветру.

Мы были первыми в нашей стране, кто реализовывал на подобном уровне атмосферные спецэффекты для индустрии кино, клипмейкерства и рекламного продакшна не только украинского, а также российского и западного. Но сегодня, возможно, есть художники-постановщики, которые в небольших объёмах пытаются осуществлять такие творческие и технические задачи своими силами.

Мы делаем далеко не только атмосферные эффекты по сценарию – иногда речь идет об атмосферном состоянии в кадре: зноя, пыли, воздушного муара, холода, испарений. Это может быть наполнение туманом, пеплом (как в новелле Лары Фабиан «Освенцим»), лепестками, которые несет ветер, падающими листьями. Все эти детали усиливают впечатление зрителя, «играют» сцену не хуже актеров.

Мы начали работать 8 лет назад. Одной из первых запоминающихся работ стал клип для британской группы Besement Jaxx «Take Me Back To Your House», который снимала рекламная продакшн-студия RADIOAKTIV FILM.

За эти восемь лет мы участвовали в самых разных проектах – от мелкой и филигранной, почти ювелирной, работы, как декорирование инеем отдельных элементов, до подготовки масштабных и сложнейших сцен с участием разнообразнейших погодных и атмосферных явлений, воссозданных по заказу режиссеров и ивент-заказчиков.

Из наиболее необычных и безумно интересных могу отметить, пожалуй, работу с Федором Бондарчуком для фильма «Обитаемый остров», где мы делали «лабораторию воды» и «лабораторию холода». В последней мы сделали имитацию минусовой температуры в пространстве. Все было покрыто инеем, обморожено – люди, предметы. А в «лаборатории воды» вода повторяла форму декораций – текла вдоль поверхностей, не касаясь их, но повторяя геометрию предметов. «Лаборатория» была заполнена водой: это был бассейн, внутри которого находился аквариум, общий вес воды в декорации был больше 5 тонн. Кстати, вообще почти все атмосферные эффекты, которые вы видите в этом фильме, были сделаны с абсолютной достоверностью. Все, что зритель видит в кадре, было реализовано физически на съемочной площадке.

Из самых необычных проектов вспоминается также рекламный ролик для марки пылесосов: мы ставили эффект дрожания пылесосов, которые «присосались» к потоку. В ролике использовалась пыль, которая состояла из 40 различных компонентов. А для рекламы одного из лекарств от простуды нам пришлось возвести 4-метровую стену из искусственного снега, которая имитировала застывшую лавину – причем, съемки проходили рядом с Министерством юстиции Украины…

Кроме искусственных материалов, таких, как разновидности искусственного снега, мы используем в работе и множество доступных подручных средств. Для этого я постоянно, в течение года, собираю природную «коллекцию»: пыль, кору, семена, лепестки, листья. Например, в одной из новелл Лары Фабиан в съемке участвовали лепестки липового цвета. Иногда нет ничего лучше того, что создает природа. Если для съемки нужна дорожная пыль, мы едем в село, собираем пыль, просеиваем ее и упаковываем. А потом эту «очищенную» пыль используем для декораций.

Читай также

Курсы, вебинары, мастер-классы: можно ли за пару месяцев поменять профессию? Пять реальных историй

От мечты до реализации

Путь домой: Сергей Фурса и его первая книга

Интервью с писателем.

Как все работает в реальности: 21-летний моряк из Киева о штормах, пиратах и зарплатах

О работе моряка из первых уст.

Группа Brainstorm: "Киев прекрасен, когда в нем цветут каштаны"

О киевской публике, съемках фильма и Уэсе Андресоне.

Баттл месяца: веган и мясоед отвечают на вопросы друг друга

Кто выиграл – решайте сами.

«Наше общество еще нельзя назвать толерантным»: интервью с трансгендерной девушкой Анастасией Домани

Как живется трансгендерам в Украине и почему все именно так.

«Мне 29 лет и я никогда не пробовал алкоголь»: истории киевлян, навсегда выбравших трезвость

Каково это — вообще не пить алкогольные напитки.

Кто и зачем рисует муралы в Киеве: Sky Art Foundation

Разбираемся в стрит-арте.

Жизнь богемы: скульптор Владимир Тузинский о любви к Киеву и глиняной посуде

Его работы легко узнать: черепахи, совы, маски, индейцы доколумбовой Америки

Алекс Селихов: "Главное – эмоции, которые даришь людям"

Об особенностях профессии, о том, как меняются вкусы клиентов и что главное в работе ведущего мероприятия