5 организаторов фестивалей рассказали о своих детищах

«Война и мир», Зимняя школа для менеджеров фестивалей, которую провели Британская Рада и Goethe Institut в Украине, натолкнула нас на мысль о том, что фестивальное движение, а тем более его менеджерская часть, - это крайне интересно. Gloss.ua поговорил с организаторами пяти различных украинских фестивалей о том, что ждет их участников в этом году и насколько сложно провести такое мероприятие.

Алексей Коган
организатор фестивалей «Джаз Коктебель» и Jazz in Kiev

С появлением Jazz in Kiev в столице Украины появился фестиваль, за который не стыдно в Европе.

А вот «Джаз Коктебель» - это хорошая погода, есть, что выпить, чем закусить, мальчики, девочки; можно поехать с любимым человеком - можно познакомиться на месте.

Довольно тяжело организовать приезд звезды в Коктебель. Музыканты прилетают в Киев или в Симферополь, откуда еще 100 километров до поселка.

Можно ли делать качественный фестиваль? Можно. Просто нужно многое помнить. Организаторы - люди-герои, потому что все, что ты строил, погода может испортить на протяжении 10 минут. Я видел реальные форс-мажоры, когда до сцены доплывали считанные гости.

Коктебель – обычный поселок, там априори нет пятизвездочных отелей, которые встречаются в райдерах у артистов.

Люди должны добраться до места события, и концерт должен состояться. Очень важно, чего ты хочешь на выходе, когда ты делаешь фестиваль. Есть баланс, и мы должны считаться со вкусом людей.

Роман Мархолиа
художественный руководитель севастопольского фестиваля «Война и мир»

Мы существуем с начала девяностых. Это фестиваль искусств, который посвящен Севастополю и ежегодно собирает военные оркестры, играющие в разных жанрах. Собственно, мы - единственный фестиваль военных оркестров в Украине.Уже третий год у нас в участниках значатся 8 стран: США, Франция, Германия, Турция, Алжир, Белоруссия, Украина и Россия. Все коллективы - звезды, лучшие в своих странах. Как находим? Уже есть какой-то опыт и репутация, сейчас уже нас находят. География? На разных концертных площадках города Севастополя. Финансирование совместное: часть дает город, часть - спонсоры, часть денег платят страны-участницы. Проблемы? Какие проблемы. Это же праздник!

Кирилл Стеценко

организатор фестивалей «Червона рута» в Черновцах в 1989 году, «Новые звезды старого года», бардовского фестиваля «Путь к воле», «Украинское рождество»

Все фестивали я делал в сотрудничестве с американским бизнесом, когда еще не было среди маркетинговых отделов наших комсомольцев и людей, которые брали откаты. Последний фестиваль, который я провел – это «Украинское рождество»: мега-фестиваль, который начинался 4-го декабря и заканчивался 20-го января. Последний раз он прошел в 2008 году. Это был этнический фестиваль с украинскими обычаями, главная идея которого – посетить все точки в Украине, где проходят рождественские праздники. Концептуально даже не собирались приглашать звезд по категории звездности. Главное - украинская духовность.ManSound выступал, Симфонический оркестр «Радио», Сашко Лирник и Нина Матвиенко в роли ведущих, играл Киев-сакс-квартет. Нужны героические усилия, чтобы его возродить. Тогда была такая волна веры и совпадение обстоятельств, помогало государство в лице Совета по вопросам культуры и духовности, Министерства культуры. У нас было 40 мероприятий. Был концерт на Южном вокзале «Рождество на вокзале», когда камерный хор и квартет саксофонистов по очереди играли колядки. Проводили конкурс звонарей во Владимирском соборе. Хотелось, чтобы он был ежегодным.

Мирослава Ганичкина
организатор всеукраинского фестиваля «Арт-поле»:

В этом году наш фестиваль пройдет в десятый раз. За эти годы сменились четыре локации. Он начинался в селе Шешор и имел такое же название, потом переехали в Винницкую область, в село Воробьевка. Один год проводили фестиваль под Одессой, и это был специфический для нас год. В прошлом году фестиваль проходил в Днестровском каньоне, и в этом году он пройдет там же. В 2012 году ожидаются лучшие украинские коллективы. Будут «ДахаБраха», «Перкалаба», Ульяна Горбачевская, «Бурдон».

Ожидается самый разный состав иностранных музыкантов. Например, Transglobal Underground и другие, которые менее известны, но не менее интересны.

Наш фестиваль работает с теми, кому интересно приезжать за атмосферой, не на работу. И в случае с теми же Transglobal Underground, мы любим друг друга, и они охотно отзываются на наши предложения. Финансирование разное, самая большая проблема в том, что у нас страна экспрессивная, нет такого, как в Швейцарии – договорились, и через три года договоренность осталась в силе. 80% форс-мажоров. Фестиваль интересен еще тем, что это - экспериментальная площадка. Самые интересные проекты еще не знает никто. Сейчас выступают «ДахаБраха» и трио Port Mone . Это проект, который возник у нас на фестивале и о котором никто не мог подумать, что он будет.

Денис Иванов
директор Одесского международного кинофестиваля

27 марта на пресс-конференции мы обнародуем все наши планы. Сейчас могу уже сказать, что зрители будут выбирать лучший фильм. За результатами будет следить международная аудиторская компания. Таким образом, наш фестиваль планирует стать одним из самых больших зрительских фестивалей в Украине.

У нас культура финансируется не так, как в развитых странах. Годовой бюджет на культуру одного города Марсель равняется всему годовому бюджету министерства культуры Украины. Это одна из самых основных проблем. В той новой парадигме, в которой мы сейчас существуем, отсутствуют те стандарты, которые есть на западе. Отсутствует достаточное количество фондов, которые поддерживают разнообразные инициативы, есть много пробелов в законодательстве.

Мы стараемся более профессионально подходить к тому, что мы делаем, и соизмерять это с теми бюджетами, которые удалось собрать за счет партнеров, спонсоров, государства. Основная проблема у нас со скепсисом, который существует по поводу любого события. Люди не верят, что можно сделать большой качественный фестиваль, который будет что-то значить для отрасли. Начинаются барьеры, как при финансировании, так и при финальной работе на фестивале. Очень мало кадров, которые понимают, что фестиваль – это не хобби, а работа.

Фестиваль начнется 12 июля, и пока мы не можем говорить ни о каких звездах, потому что у них только в конце марта начинают согласовываться графики. У нас на первый фестиваль, к примеру, должен был приехать Жерар Депардье, а он взял - и сломал ногу. В том году был Джон Малкович, Валерий Тодаровский, Никита Михалков, Мария де Медейруш... У фестиваля есть определенный регламент: до 15-го апреля мы принимаем заявки, которые надо обработать, и только потом (15 июня) мы вывесим часть программы, а 1 июля появится вся программа.

Читай также

Курсы, вебинары, мастер-классы: можно ли за пару месяцев поменять профессию? Пять реальных историй

От мечты до реализации

Путь домой: Сергей Фурса и его первая книга

Интервью с писателем.

Как все работает в реальности: 21-летний моряк из Киева о штормах, пиратах и зарплатах

О работе моряка из первых уст.

Группа Brainstorm: "Киев прекрасен, когда в нем цветут каштаны"

О киевской публике, съемках фильма и Уэсе Андресоне.

Баттл месяца: веган и мясоед отвечают на вопросы друг друга

Кто выиграл – решайте сами.

«Наше общество еще нельзя назвать толерантным»: интервью с трансгендерной девушкой Анастасией Домани

Как живется трансгендерам в Украине и почему все именно так.

«Мне 29 лет и я никогда не пробовал алкоголь»: истории киевлян, навсегда выбравших трезвость

Каково это — вообще не пить алкогольные напитки.

Кто и зачем рисует муралы в Киеве: Sky Art Foundation

Разбираемся в стрит-арте.

Жизнь богемы: скульптор Владимир Тузинский о любви к Киеву и глиняной посуде

Его работы легко узнать: черепахи, совы, маски, индейцы доколумбовой Америки

Алекс Селихов: "Главное – эмоции, которые даришь людям"

Об особенностях профессии, о том, как меняются вкусы клиентов и что главное в работе ведущего мероприятия