Необычные профессии киевлян: каскадер

Александр Грошевой – каскадер по наследству – рассказал мне все об особенностях этого рискованного ремесла.

Вначале мне просто хотелось доказать отцу, что я могу чего-то добиться сам. Мой отец – президент международной ассоциации профессиональных каскадеров Украины, имеющий за своей спиной более 700 проектов. С 1972 года снимается в кино, например, в голливудском фильме «Мумия», где отец делал трюк с горением. Закончил он единственный за всю историю ВГИКа курс - организатор трюковых съемок. Все 40 человек, выпускников этого курса, стали ведущими специалистами в СНГ и США.

Мне всегда хотелось идти по стопам отца: его талант и мастерство давили и рождали во мне желание доказать, что я тоже так могу, что я не хуже. Тем более, был и второй пример – старший брат, тоже каскадер.

Главное в этой работе – команда. Люди, которым ты полностью веришь и доверяешь свою жизнь. Один человек ничего не может. Даже на съемочной площадке ты не можешь находиться самостоятельно. Если в трюковом кадре задействован каскадер, то у него должно быть, по крайней мере, двое страхующих – обязательно! То есть, команда – это минимум 4 человека: постановщик трюков, исполнитель и страхующие.

Хотя я и находился на съемочной площадке с 15-ти лет – учился, наблюдал – высшее образование я выбрал в другой сфере – международная дипломатическая служба, Славянский университет. Во время учебы продолжал помогать отцу, изучал трюки и участвовал в съемках. Закончив ВУЗ, я ни дня не проработал по специальности. Как раз тогда меня пригласили в проект – египетская кинокомпания снимала фильм «Таймур и Шафика». Им нужен был постановщик трюков – выбрали мою команду. Интересный был период, прибыльный.

Последний фильм, в котором я снялся, – «Матч» Андрея Малюкова. Историческая драма о реальном футбольном «матче смерти» между советскими футболистами и сборной зенитчиков-люфтваффе в оккупированном Киеве летом 1942 года. В главной роли – Сергей Безруков. Кстати, до фильма я недолюбливал Сергея, но после совместной работы я изменил свое мнение – это Профессионал с большой буквы, это настоящий «человечище».

Чаще всего моя работа заключается в замене главного актера во время трюковых действий, но в этом фильме у меня была своя роль – левый полузащитник: были и реплики, и слова, и трюковая работа. Кстати, актеры-каскадеры, то есть, те, кто делает трюки самостоятельно, очень ценятся режиссерами. Это существенно экономит время и работу операторов, режиссера. Например, как Джейсон Стетхем.

Профессиональных училищ, университетов, выпускающих каскадеров, в Украине нет. Есть профессионалы и аматоры, выдающие себя за профессионалов. Именно они снижают цены и не несут никакой ответственности за результат. В бюджетные проекты их приглашают, цепляясь за низкую стоимость. Потом мы видим в кино «ляпы» и узнаем про разные несчастные случаи на площадке. Профессионал всегда знает, как надо упасть, загореться, перевернуться в машине, чтобы ничего не поломать.

Обучиться на каскадера можно только выйдя на кого-то из команды; доказать, что ты этого достоин. Потом будут долгие годы наблюдений, изучения, третьих ролей – запасных на площадке. Вначале я также был на «подай - принеси», учился вязать узлы для страховки. Дальше меня уже пригласили играть в детском фильме босяка, который пристает к девушке и получает по шапке, падает и ударяется о косяк двери. Так и началась моя карьера, в 15 лет.

Оплата у нас очень хорошая. Ставка – за съемочный день. На каждый трюк отдельный тариф. К слову, Украина – одна из немногих стран с узаконенной профессией каскадера.

Есть специально разработанный Луганским государственным университетом официальный документ с расценками, принятый Министерством труда. Но по официальным расценкам, к сожалению, никто не работает. На деле получается где-то в два раза меньше. Например, официально каскадер просто за то, что он появился на съемочной площадке, должен получить 516 долларов. А в итоге сумма урезается вполовину, примерно.

Можно за определенный период заработать довольно приличную сумму, а потом сидеть без больших проектов – остается работать в театре, рекламе и затягивать потуже поясок. Просто распыляться и работать за копейки не хочется.

Жена однажды побывала на съемочной площадке и с тех пор не приезжает. Боится за меня. Но ссадины, царапины и синяки мои лечит. Травм, слава богу, у меня не было.

В моей профессии спортивная подготовка обязательна. У меня это футбол, которым я занимался профессионально 16 лет. Играл в юношеской команде «Динамо». Поддерживать себя надо обязательно все время. Мне приходилось падать с 3 этажа, через стекло. Если бы не спортивная подготовка, вряд ли бы мне удалось сделать это столько раз, сколько потребует оператор.

Возрастного ценза у нас нет. Моему отцу 62 года, он до сих пор скачет на лошадях, переворачивается в машине, горит и т.д. Может это «старая школа», а может и то, что каждый настоящий каскадер «живет» своей работой. Среди нас нет тех, которые делают определенные трюки и все – у нас «универсальные» солдаты. В Америке все иначе: там узкоспециализированные каскадеры, отвечающие только за свой профиль трюков.

Я горел, дрался, падал с лошадей. Единственное, что не делал пока, - это трюки с авто, мототехникой, но я развиваюсь. Есть люди, которые сделают лучше, чем я, более качественно. Я всегда готов уступить в той сфере, где я пока не силен.

Главное для каскадера – не потерять страх. Если ты перестал бояться, пора завязывать.

Перед трюком ты представляешь, как ты его сделаешь, изображаешь на бумаге, продумываешь все детали, прорабатываешь в голове. Переступив страх, ты делаешь трюк.

Тот, кто скажет, что не боится – нагло врет. Только адреналин может обезопасить и помочь сделать трюк.

Читай также

Курсы, вебинары, мастер-классы: можно ли за пару месяцев поменять профессию? Пять реальных историй

От мечты до реализации

Путь домой: Сергей Фурса и его первая книга

Интервью с писателем.

Как все работает в реальности: 21-летний моряк из Киева о штормах, пиратах и зарплатах

О работе моряка из первых уст.

Группа Brainstorm: "Киев прекрасен, когда в нем цветут каштаны"

О киевской публике, съемках фильма и Уэсе Андресоне.

Баттл месяца: веган и мясоед отвечают на вопросы друг друга

Кто выиграл – решайте сами.

«Наше общество еще нельзя назвать толерантным»: интервью с трансгендерной девушкой Анастасией Домани

Как живется трансгендерам в Украине и почему все именно так.

«Мне 29 лет и я никогда не пробовал алкоголь»: истории киевлян, навсегда выбравших трезвость

Каково это — вообще не пить алкогольные напитки.

Кто и зачем рисует муралы в Киеве: Sky Art Foundation

Разбираемся в стрит-арте.

Жизнь богемы: скульптор Владимир Тузинский о любви к Киеву и глиняной посуде

Его работы легко узнать: черепахи, совы, маски, индейцы доколумбовой Америки

Алекс Селихов: "Главное – эмоции, которые даришь людям"

Об особенностях профессии, о том, как меняются вкусы клиентов и что главное в работе ведущего мероприятия