Интервью с киевским нотариусом Кристиной Горняк

В представлении многих, нотариус – это скучная, неинтересная работа, где надо все время сидеть в офисе, ставить печать и что-то записывать в реестр. Именно такой процесс мы видим, когда сами попадаем к этому специалисту. А знали ли вы, что нотариус – одна из первых древнейших профессий, наряду с той самой бабочкиной профессией? И в Древнем Риме конторы представителей этих двух кардинально разных специальностей находились дверь в дверь?

Обо всех интересностях и прелестях этого ремесла я расспросила Кристину Горняк – молодого нотариуса с хорошим чувством юмора.

Я закончила юридический факультет в нашем родном киевском Университете имени Тараса Шевченко. С третьего курса работала помощником юриста и волей-неволей сталкивалась с различными юридическими специальностями – адвокат, судья. Все было не по мне. На 4 курсе я окончательно поняла, что хочу стать нотариусом. Для женщины - это очень хорошая профессия: ты независима, можешь сама планировать свой день. Все-таки мы все в будущем мамы, а нотариат позволяет и работать, и уделять время семье.

Как стать нотариусом? Могу рассказать, как это получилось у меня. По окончании вуза я подала заявление на стажировку. Так как тогда еще действовал старый закон, то стажировка заняла у меня 1 месяц в государственной конторе, затем в частной - три месяца. Сейчас процесс стажировки очень длительный. Далее были долгие месяцы ожидания квалификационного экзамена, изучения билетов, бессонные ночи, горы исписанной бумаги, сотни решенных задач. И вот он - экзамен, который тогда проводили раз в год. Сейчас он проходит еще реже. Экзамен очень сложный: списать, подсмотреть нереально. Большое помещение, впереди тебя - квалификационная комиссия, а вокруг - надзиратели, по-другому их не назовешь – ходят и следят за каждым движением. С собой нельзя иметь даже черновик. А как решить задачу по наследству без черновика, где надо считать дроби и высчитывать часть каждого наследника? Пишешь на руках, ладонях и даже коленках. Бывало такое, что люди выходили с исписанными руками до локтей. Тех, кого засекли или заподозрили в списывании, выгоняли сразу, прав ты или виноват.

Помню первый свой рабочий день. 21 сентября. День не обошелся без друзей. У нас, нотариусов (в моем кругу), есть суеверие, что первым в реестре должен быть записан мужчина. У меня это был мой друг - человек, которого я очень уважаю. Его нотариальное действие и стало для меня первым и, как показало время, очень фартовым. Потом вечером пришли мои подруги, мы выпили безалкогольный «чай», отпраздновали начало моей взрослой жизни.

У нотариусов есть свои суеверия. Например, считается, что в офисе должна быть маленькая статуэтка совы, как символ мудрости. У некоторых стоит Фемида, у других - кодексы, чтобы создать деловой и строгий антураж. А у меня в офисе, как талисман, можно встретить мою собаку. Считается, что белая собака приносит удачу, вот я и проверяю это иногда. Да, и еще к нотариальным «заморочкам» можно отнести корзинку с конфетами, ее все чаще можно увидеть в наших офисах. Но у меня самые вкусные, слежу за этим лично.

Есть специальные сайты с перечнем нотариусов по городу Киева, где нужно зарегистрировать себя и свой офис. Когда я регистрировалась, у меня не было еще деловой, строгой фотографии, поэтому я выставила свою фотографию с вечеринки. Ничего пошлого или вульгарного на ней не было – только мое лицо, почти как на паспорт. Единственное – нарядные сережки и укладка, может, это и простимулировало героя следующей истории.

На следующий день пошли звонки, среди них - звонок мужчины, который захотел прийти в офис именно сегодня, а уже было 17.30 вечера. Чаще всего люди подбирают нотариуса поближе к дому, а он сказал, что будет очень скоро, поэтому я согласилась подождать. В конце он спросил – а это вы на фотографии? Я машинально ответила – да. Через полчаса приезжает мужчина с цветами. Я опешила, но очень формально с ним поговорила, заверила его документы. Через пару дней этот же мужчина без записи в разгар рабочего дня приходит ко мне в офис с пакетом в руках, садится за стол и говорит – ставь чай! Кладет пакет: «Вот моя бабушка напекла тебе пирожков, давай попьем чай и поболтаем...». Мне стоило больших усилий привести его в чувство и объяснить, куда он пришел, и что тут совершают нотариальные действия, а не едят пирожки. С тех пор, слава Богу, он больше не появлялся, наверное, потому что не оценила я бабушкину заботу.

На всякий случай, у нас в офисе есть «тревожная кнопка».

Бывают ситуации, когда я не могу узнать клиента по фотографии в паспорте. Настолько человек изменился за прошедшие годы, некоторые меняют внешность. Приходится включать всю свои интуицию, знания и «Шерлока Холмса». Потому что мы, нотариусы, несем криминальную ответственность за свои действия.

Очень часто клиенты со временем становятся друзьями. Как мужчины, так и женщины. Звонят, консультируются, я всегда стараюсь помочь, приглашаю выпить чаю, поболтать.

Сейчас меняется поколение нотариусов. Шаблон «женщина за 40» уходит и приходит молодежь. У меня есть несколько подруг, которые с 25 лет работают и успешны. Здесь, как и в любой профессии, нужна усидчивость и дотошность. Сначала надо много учить, а потом все время следить за изменениями в законах, консультироваться с более опытными нотариусами. Мы, к слову, бывает, собираемся кругом знакомых нотариусов на ужин - обсуждаем дела, новые договора, интересные сделки. Без имен клиентов, потому что у нас, как и у врачей, есть понятие «тайны» и неразглашения.

Читай также

Курсы, вебинары, мастер-классы: можно ли за пару месяцев поменять профессию? Пять реальных историй

От мечты до реализации

Путь домой: Сергей Фурса и его первая книга

Интервью с писателем.

Как все работает в реальности: 21-летний моряк из Киева о штормах, пиратах и зарплатах

О работе моряка из первых уст.

Группа Brainstorm: "Киев прекрасен, когда в нем цветут каштаны"

О киевской публике, съемках фильма и Уэсе Андресоне.

Баттл месяца: веган и мясоед отвечают на вопросы друг друга

Кто выиграл – решайте сами.

«Наше общество еще нельзя назвать толерантным»: интервью с трансгендерной девушкой Анастасией Домани

Как живется трансгендерам в Украине и почему все именно так.

«Мне 29 лет и я никогда не пробовал алкоголь»: истории киевлян, навсегда выбравших трезвость

Каково это — вообще не пить алкогольные напитки.

Кто и зачем рисует муралы в Киеве: Sky Art Foundation

Разбираемся в стрит-арте.

Жизнь богемы: скульптор Владимир Тузинский о любви к Киеву и глиняной посуде

Его работы легко узнать: черепахи, совы, маски, индейцы доколумбовой Америки

Алекс Селихов: "Главное – эмоции, которые даришь людям"

Об особенностях профессии, о том, как меняются вкусы клиентов и что главное в работе ведущего мероприятия