Интервью с Натальей Драч, руководителем сообщества о заброшенных киевских домах

Наталья Драч

юрист по образованию, решила изучать историю родного города по его архитектуре.
Организовала LJ сообщество zabroshennye.

zabroshennye.livejournal.com
zabroshennye.org.ua

Увлечение заброшенными домами стало для меня альтернативой моему главному увлечению – замкам и крепостям. В 2007 году через LJ я познакомилась с людьми, с которыми мы за одну зиму посетили более 25 заброшенных домов в пределах Киева. То, что мы увидели внутри, заинтересовало нас: лепнина, очень аккуратно вписанная в фасад, интерьеры, лестничные клетки, отопительные печи/камины, кирпичи с клеймами, устройство отопления на чердаках и, конечно же, вид с крыши на город.

Со временем эту информацию мы каталогизировали в сообществе.

Сообщество было создано с целью запомнить Киев начала XX века. Многие дома так и остаются заброшенными, другие сносят.

По нашим подсчетам, в Киеве около 80 заброшенных домов XX века. Все они находятся в центре города. С течением времени ситуация меняется. Мои любимые дома сейчас недоступны. У некоторых из них появились персональные сторожа, часть – сгорела полностью либо частично. В 2007 году мы нашли документ городской администрации, в котором была указана цифра - 200. К сожалению, сейчас не могу назвать точное количество.

Сообщество сохраняет память о домах в глобальной сети и на фотографиях. Однако, объединяет оно не только людей, которые интересуются историей. Кому-то нравится атмосфера покинутых домов, кто-то ищет экстремальных ощущений и хочет прикоснуться к чему-то мистическому, кто-то – сделать необычные фотографии.

Наши вылазки разные. Каждый дом, который мы посетили, оставляет о себе какое-то впечатление, осадок, а впоследствии – воспоминания. Зависит от цели посещения. Для меня цель эстетическая, для других - сделать интересные фото, для третьих - адреналин в кровь.

В самом начале мы делали вылазки один раз в месяц. Ребята составляли небольшой маршрут в пределах своего района обитания. Это такой способ открывать для себя город, в котором живёшь. Например, в периметре: м. Золотые Ворота - ул. Ярославов Вал, ул. Гончара, ул. Воровского - Цирк (ул. Золотоворотская). В пределах одной вылазки мы посетили 10 заброшенных домов. И это центр города.

Одно из главных правил сообщества – не разглашать и не выпытывать у участников адреса домов, о которых идет речь в постах сообщества.

Наше увлечение довольно опасное. В пределах одного дома можно столкнуться с временно живущими там бомжами и стаями собак. В одном красивом доме мы нашли целый наркоманский притон. Плюс, заброшенным домам характерны разрушающиеся лестницы, осыпающиеся перекрытия, проваливающиеся полы.

Исходя из этого, мы стараемся открыто не афишировать адреса. Но если к нам обращаются вменяемые люди, мы делимся информацией о расположении дома. Или по их просьбам берем с собой на вылазку, если кому-то нужно сделать фото, снять клип и прочее.

Если вы аккуратны в своем передвижении, то бояться следует лишь людей. А после них – собак. Вы можете подойти к ним ближе безопасной дистанции, сами того не заметив.

Если же целью вашего увлечения заброшенными домами является изучение истории города, приветствуется специальная литература. Она направляет вас в необходимое русло и дает подсказки.

О Киеве написано достаточно много художественной литературы, воспоминаний о городе - они наиболее интересные для изучения.

Мои любимые: «Книга о жизни. Далекие годы» Константина Паустовского (доступна он-лайн), «Киев. Прогулки по местам Паустовского» Владимира Будкевича, «Кияни. Війна. Німці» Дмитрия Малакова.

Созерцание отдельно взятого дома может поведать вам о многом: период постройки, кто был владельцем, иногда род его (владельца) занятий. Был ли дом построен, как «семейное гнездо», либо как «доходный дом», либо для сдачи под найм.

Те, кто в детстве мечтали найти клад и перерыли с этой целью половину садика у дома или любят антикварные вещи, могут свершить свою мечту в заброшенном доме.

В основном наши находки - это те эмоции, которые остаются после посещения. Иногда - это восхищение красотой и легкая грусть: почему такая красота в таком убытке. Хотя это вопрос риторический.

Очень часто находим вскрытые полы. Вполне возможно, что там уже искали драгоценности.

Чаще всего находим предметы быта. Брошенные игрушки и вещи, старинные сундуки, фотоальбомы, клейменые кирпичи - это почти антиквариат. Например, клейменые кирпичи с дома, где родился Михаил Булгаков, мы видели в продаже на Андреевском спуске по 50 грн.

0n

Как-то мы нашли в подвале последнего дома на ул. Мирная (бывшая Черный Яр, ныне уже несуществующая) целую гору старой обуви. А в одном из павильонов Голосеевского парка нашли гору бесхозных коньков.

Каждый отдельно стоящий заброшенный особняк/дом - это Лувр в киевских масштабах. К сожалению, их история прошла, и сейчас они встречают свою старость.

Читай также

Курсы, вебинары, мастер-классы: можно ли за пару месяцев поменять профессию? Пять реальных историй

От мечты до реализации

Путь домой: Сергей Фурса и его первая книга

Интервью с писателем.

Как все работает в реальности: 21-летний моряк из Киева о штормах, пиратах и зарплатах

О работе моряка из первых уст.

Группа Brainstorm: "Киев прекрасен, когда в нем цветут каштаны"

О киевской публике, съемках фильма и Уэсе Андресоне.

Баттл месяца: веган и мясоед отвечают на вопросы друг друга

Кто выиграл – решайте сами.

«Наше общество еще нельзя назвать толерантным»: интервью с трансгендерной девушкой Анастасией Домани

Как живется трансгендерам в Украине и почему все именно так.

«Мне 29 лет и я никогда не пробовал алкоголь»: истории киевлян, навсегда выбравших трезвость

Каково это — вообще не пить алкогольные напитки.

Кто и зачем рисует муралы в Киеве: Sky Art Foundation

Разбираемся в стрит-арте.

Жизнь богемы: скульптор Владимир Тузинский о любви к Киеву и глиняной посуде

Его работы легко узнать: черепахи, совы, маски, индейцы доколумбовой Америки

Алекс Селихов: "Главное – эмоции, которые даришь людям"

Об особенностях профессии, о том, как меняются вкусы клиентов и что главное в работе ведущего мероприятия