Обзор новой субкультуры в Киеве – аниме-фэндом
Кого только не видывал Киев за последние 50 лет: и стиляг, и хиппи, и рокеров, и байкеров, и трэшеров с готами, и хипстеров с яппи. И вот новое поветрие – аниме-фэндом.
Впервые новая волна субкультуры всколыхнула Киев в 2008 году, когда в кинотеатре «Жовтень» прошёл киевский фестиваль японской культуры и анимации «Отобэ».
Хотя «косплеить» фанаты японской анимации начали ещё в конце 90-х годов, только через 10 лет это явление набрало критическую массу и превратилось в достаточно массовый феномен. В начале октября 2008 года по улицам Подола впервые прошлось фестивальное шествие из 200 разряженных в мультяшные персонажи косплееров. В следующем году набралось уже около 250 участников, а через пару лет - более пятисот. Сейчас в Киеве помимо 2 аниме-фестивалей регулярно проводятся аниме-вечеринки и просто сборища фанатов.
Косплей (сокращённо от «costume play»)
процесс одевания в выдуманного персонажа и попытка «отыграть» его повадки, манеры речи, привычки, мимику и жесты, сродни историческому реконструированию, но в отличие от него не ограничен исключительно историческими реалиями.
Я занимаюсь косплеем уже 5 лет, меня на это сподвигла подруга из Москвы, рассказав про фестиваль «Аниматрикс» и про косплейные команды. Мне понравилась сама идея и возможность побыть в роли любимого персонажа. И вот, затянуло. Костюмы шью сама, поэтому трачусь лишь на материалы. Стоимость в среднем варьируется в районе 200-800 грн. Но бывали костюмы, которые тянули и на несколько тысяч. Аниме я люблю за интересные и неожиданные сюжеты, за яркие характеры персонажей.
Основой новой субкультуры является яркая эстетика японских мультфильмов и комиксов, сейчас к этому домешивается ещё и эстетика корейской поп-культуры. В отличие от эмо, культура аниме-фэндома экстравертна и радостна, это постоянные «няшечки-обнимашечки».
Я уже два года в этом движении. Просто с детства нравились японские анимационные фильмы. Японцы не боятся рассказывать о серьёзных проблемах детям, при этом они делают это очень честно и откровенно, в то же время красочно. В японском аниме много скрытых смыслов и, порой, арт-хауса. Мне нравится примерять на себя новые образы, сама пока что не шью, заказываю портнихам.
Чтобы влиться в эту тусовку, прежде всего необходимо быть хоть немного похожим на какого-нибудь мультперсонажа. Для начала вполне достаточно купить кошачьи ушки, прийти и сказать «ня». Всё, ты уже свой в этой толпе «кавайных няшек». Но просто «кавайная няшка» - это самый низкий социальный статус, чтобы его повысить, необходимо приложить руки и фантазию и действительно стать похожим на героя аниме-фильма или комикса-манги.
Первый раз оделась кавайной някой (милой кошечкой) 5 лет назад во время первого киевского фестиваля «Отобэ», вдохнула этого фестивального воздуха и поняла, насколько это здорово. А началось всё лет 9 назад, когда я впервые посмотрела «Покемонов» и «Сейлормун». Уже тогда меня поразила непредсказуемость и закрученность сюжетов, красивая прорисовка. Аниме может и напрячь, и наоборот расслабить. С ушками хожу даже в университет на пары, это так клёво – все улыбаются и радуются. Я думаю, это здорово, когда кто-то или что-то приносит людям радость просто так.
Амплуа этих самых героев не так уже и много, так что все их можно перечислить:
Очаровашка
милое, вежливое и застенчивое создание с ушками, рюшками или другими милыми аксессуарами, наивное и слегка сумасшедшее, но по-доброму.
Готичный герой
злобный или не очень герой, одетый в тёмное, молчалив и загадочен, но без склонности к суициду, как в других субкультурах, должен уметь шутить мрачно, но остро.
Супергерой
нет, красные трусы поверх синего трико, дабы подчеркнуть свою героичность, вам одевать не придётся: супергерои японского урбанистического эпоса абсолютно не такие, их атрибутом зачастую является катана, хотя и это не обязательно. Обязательна харизматичность в гремучей смеси с саморефлексией и, конечно же, немного сумасшествия. К примеру, прийти на тусовку с перфоратором и заявить: «Этот бур был создан, чтобы пробурить небеса» - это плюс 100500 к вашей репутации. Хотя вариантов много.
Брутальный тип
ботфорты, сигара, майка, чёрные штаны, обилие ремней и хромированных аксессуаров. В общем, мечта БДСМ-щика.
Лоли
взрослая барышня, которая изображает девочку, не вышедшую из пубертатного возраста. Обязательна викторианская стилистика наряда.
Готик-лоли
всё то же самое, что и лоли, но вместо розовых и голубых платьев - всё чёрное или очень тёмное.
Горничная
один из любимых персонажей японских мультфильмов. Чёрное платье, белый передник и маленький белый чепчик на голове. Вежлива, услужлива, мила.
Японская школьница
белые гольфы, аккуратное платьице, шейный платок, .
Стим-панк
обязательными атрибутами являются всяческие часики, шестерёночки, трубочки, желательно котелок или цилиндр.
J-Rocker
одет и причёсан а-ля исполнители японского рока (что-то среднее по наряду между группой Kiss и ранним Nautilus Pompilius).
Наряды чаще всего детально срисовываются с анимационного персонажа, а потом шьются самостоятельно или заказываются у портных. Атрибуты тоже создаются вручную с помощью подручных материалов и клей пистолета.
Если человек достаточно прошарен в теме, то возможно создание своих собственных оригинальных образов.
Косплееры делятся на три категории:
уличный косплеер – самый отчаянный экстраверт, который может выйти на улицу в достаточно практичном, но очень ярком костюме анимационного персонажа;
пати-косплеер – человек, который появляется в экстравагантном наряде только на вечеринках и фестивалях;
фотокосплеер – человек в костюме, созданном исключительно для проведения одного или нескольких фотосетов, который зачастую очень сложно носить.
С другой стороны, можете ничего не выдумывать, а просто купить себе зеркалку с хорошим объективом, и будете пользоваться в тусовке повышенным вниманием по умолчанию. Но чем больше вы знаете японских анимационных сериалов и манга, тем выше ваш авторитет. Главное - помнить, что косплеер всегда стремится к симбиозу с фотографом.
Возрастной охват данной субкультуры - от 15 до 25 лет, хотя случаются девиации от 12 до 45.
Ареалом обитания косплееров являются клуб«Crystal-Power» вКПИ, японский и корейский культурные центры, кинотеатр «Жовтень», где проходит самый большой киевский фестиваль японской культуры и анимации «Отобэ», кинотеатр «Кинопанорама», домкультурыприКиево-Могилянскойакадемии, клубы «Бинго», «Барвы», «Київськийпалацдітейтаюнацьва», арка Дружбы народов, Владимирская горка, Мариинский парк и Контрактовая площадь.
Любимая еда косплееров - суши, мисо-суп, сашими, тофу, шиитаке и прочая японская снедь, поэтому их время от времени можно встретить в различных бюджетных заведениях японской кухни.
Самым культовым режиссёром у любителей аниме-фэндома является Хаяо Миядзаки, поэтому с завидной регулярностью в различных заведениях проходят ночные марафоны его анимационных фильмов. Также настоящие корифеи аниме выделяют: Осаму Тэдзуки – одного из демиургов этого направления, Отомо Кацухиру – режиссёра, совершившего прорыв японской анимации на Запад, создателя анимационного фильма «Призрак в доспехах» - предтечи «Матрицы» братьев Вачковски, японского режиссёра Мамору Осии.
Помимо фильмов студии Гхибли (студия Хаяо Миядзаки) и серии полнометражных фильмов «Призрак в доспехах», основным увлечением представителей субкультуры являются всевозможные анимационные сериалы. Наиболее известные из них: «Цельнометаллический алхимик», «Тёмный дворецкий», «Гуррен Лаганн», «Гандам», «Роботек», «Евангелион», «Тетрадь Смерти», «Кровь Троицы». Поскольку технологии компьютерной анимации в Японии развиты, пожалуй, как нигде в мире, каждый год выходит огромное количество новых, от наивных детских до мистико-психоделических, аниме-сериалов.
Распространённым чтивом анимешников являются «манга» - рисованные истории-комиксы на японском языке, поэтому volens-nolens большинство представителей данной субкультуры владеют письменным японским языком хотя бы в той мере, чтобы понимать, о чем говорят герои комиксов.
Японская эстрада отличается от европейской точно так же, как и всё остальное. Может поэтому, а может по ряду других причин многие фанаты аниме в восторге от J-Rock групп. При чём популярность настолько высока, что группы даже приезжают с гастролями в Киев. Наиболее известные J-Rock группы «Guild», «HITT», «Versailles», «The Gazette», «D», «The Fool», «One Ok Rock», «Screw». Кстати, в Киеве есть своя группа, работающая в стиле J-Rock: «Dead Eyes». Помимо рокового направления также популярна попсовая японская эстрада, набирает популярности и поп-музыка из Южной Кореи.
Из современных субкультурных течений это, пожалуй, самое безопасное. Мало того, что оно позитивное и не агрессивное, аниме-фэндом ещё и стимулирует творчество (рисование, кройка и шитьё), изучение иностранных языков (японский, корейский, английский) и развивает актёрское искусство.
Ссылки по теме:
Магазин аниме-принадлежностей на Петровке
Сайт киевского аниме-фестиваля «Отобэ»
Сайт киевского аниме-фестиваля «Reanimefest»
Ближайшее событие - концерт японской J-Rockгруппы «HITT» в клубе «Прайм»
Читай также
Курсы, вебинары, мастер-классы: можно ли за пару месяцев поменять профессию? Пять реальных историй
От мечты до реализации
Как все работает в реальности: 21-летний моряк из Киева о штормах, пиратах и зарплатах
О работе моряка из первых уст.
Группа Brainstorm: "Киев прекрасен, когда в нем цветут каштаны"
О киевской публике, съемках фильма и Уэсе Андресоне.
«Наше общество еще нельзя назвать толерантным»: интервью с трансгендерной девушкой Анастасией Домани
Как живется трансгендерам в Украине и почему все именно так.
«Мне 29 лет и я никогда не пробовал алкоголь»: истории киевлян, навсегда выбравших трезвость
Каково это — вообще не пить алкогольные напитки.
Жизнь богемы: скульптор Владимир Тузинский о любви к Киеву и глиняной посуде
Его работы легко узнать: черепахи, совы, маски, индейцы доколумбовой Америки
Алекс Селихов: "Главное – эмоции, которые даришь людям"
Об особенностях профессии, о том, как меняются вкусы клиентов и что главное в работе ведущего мероприятия