Интервью с киевским лесничим Федором

Для него лес давно перестал быть загадкой. Он познал все секреты и тонкости обращения с этим чудом природы. Теперь он расскажет обо всех прелестях и сложностях своей профессии. Знакомьтесь – лесник с 50-летним стажем Федор Анисимов.

Геодезия и картография. В моей юности это были самые интересные предметы, которые только можно было изучать.

После учебы я попал сюда, в Бориспольское лесничество. Тут я – главный лесничий.

Самое удивительное в лесу – он всегда может восстановиться. По-умному это называется «неисчерпаемый ресурс». Но на самом деле, в этом вся философия нашей работы.

Каждый год на сосне появляются тысячи семян. Совершенно легко догадаться, что хотя бы несколько из них смогут прорости. В таком случае возникает вопрос: какова в этом всем роль лесника? Ответ такой – вести культурное лесное хозяйство.

Деревья, как и люди, стареют и умирают. Возраст старения у разных деревьев разный: у сосны – 80-100 лет, у дуба почти 130 лет. Как только дерево достигает этого возраста, на него начинают обрушиваться болезни, само оно дряхлеет, и, в конце концов, обречено умирает. Лесник не должен этого допустить. Как только дерево приближается к старости, его нужно срубить.

Когда я работал в Львовской области, я был молод и выезжал на патрулирование ночью на коне. Было страшно, но я-то думал, что я очень отважный, поэтому всегда внутренне собирался и делал это. Правда, с возрастом этот энтузиазм угас.

Срубил одно дерево – посади два. Весной каждого года мы высаживаем определенное количество деревьев в тех нужных местах. На это у лесника есть всего лишь две недели весны. Не успел – эффект себя не оправдает.

Пожары – это один из наших злейших врагов. Хотя жаловаться нам не на что, сейчас обнаружить и потушить пожар гораздо легче, чем во времена, когда средства коммуникации были еще не развиты. У нас в лесничестве есть три наблюдательные башни, с которых постоянно ведется видеонаблюдение. Поэтому появись в радиусе 15 км от этой башни хоть малейшее проявление пожара, мы связываемся по мобильному телефону с главным лесничим и с пожарной станцией. И стараемся как можно скорее потушить пожар. Хотя и старыми добрыми методами по предупреждению пожаров мы не пренебрегаем. Целое лето наши лесники патрулируют лес и следят за пожарной ситуацией.

Бывают ситуации, когда во время пожаров человек оказывается окруженным со всех сторон пылающим лесом. Это очень опасно, и те, кто в такое приключение попадал, еще долго вспоминал об этом.

И еще одна наша возможно даже самая важная обязанность - общаться с людьми. Как минимум, мы должны всевозможными способами доносить до граждан, как нужно вести себя в лесу. Для этого мы выпускаем листовки, сотрудничаем с прессой. При личной встрече предупреждаем, и если человек нарушает законодательство, касающееся леса, то составляем протокол и штрафуем.

В нашем деле совершенно отсутствует конкуренция. Мы не можем здесь друг без друга. Наша работа – это тесная взаимосвязь и взаимопомощь разных людей. Мы очень ценим друг друга и работу каждого. Мы также сотрудничаем с пожарными отрядами и с милицией.

Несмотря на то, что лес у многих ассоциируется с мифами, легендами и сказочными историями, мы совсем не суеверны. Есть у нас одно правило – надо много работать.

Сами лесники зверей встречают достаточно редко, хотя встречают. Чаще всего это зайцы, лисы, бобры. Иногда встречаются косули. Но есть специальные охотничьи хозяйства, которые занимаются исключительно животными. Каждый год зимой определяется, как много в лесу тех или иных животных для того, чтоб знать, на каких можно охотиться.

В нашей работе очень мало творчества. Им мы можем только навредить. Для творчества существую ученые. Они изучают, наблюдают, экспериментируют. У нас же есть огромная территория, где нет места для глупых экспериментов. Настоящий профессионал знаком с инструкциями и правилами и всегда будет действовать только в соответствии с ними.

Считается, что лесник - это вторая по опасности профессия сразу после шахтера. Очень часто мы встречаемся с экстремальными ситуациями, травмируемся, боремся с комарами и стихиями. Но вот что удивительно - я не знаю людей, которые, будучи лесниками, решили бы сменить свой род деятельности.

Читай также

Курсы, вебинары, мастер-классы: можно ли за пару месяцев поменять профессию? Пять реальных историй

От мечты до реализации

Путь домой: Сергей Фурса и его первая книга

Интервью с писателем.

Как все работает в реальности: 21-летний моряк из Киева о штормах, пиратах и зарплатах

О работе моряка из первых уст.

Группа Brainstorm: "Киев прекрасен, когда в нем цветут каштаны"

О киевской публике, съемках фильма и Уэсе Андресоне.

Баттл месяца: веган и мясоед отвечают на вопросы друг друга

Кто выиграл – решайте сами.

«Наше общество еще нельзя назвать толерантным»: интервью с трансгендерной девушкой Анастасией Домани

Как живется трансгендерам в Украине и почему все именно так.

«Мне 29 лет и я никогда не пробовал алкоголь»: истории киевлян, навсегда выбравших трезвость

Каково это — вообще не пить алкогольные напитки.

Кто и зачем рисует муралы в Киеве: Sky Art Foundation

Разбираемся в стрит-арте.

Жизнь богемы: скульптор Владимир Тузинский о любви к Киеву и глиняной посуде

Его работы легко узнать: черепахи, совы, маски, индейцы доколумбовой Америки

Алекс Селихов: "Главное – эмоции, которые даришь людям"

Об особенностях профессии, о том, как меняются вкусы клиентов и что главное в работе ведущего мероприятия