Интервью с коллекционером старинных платьев киевлянкой Мариной Ивановой
«Мода – это то, что выходит из моды», - говорила Коко Шанель. Но куда же попадают вещи, которые перестают быть модными? В Музее истории Киева, который находится на улице Богдана Хмельницкого, 7, проходит выставка старинных светских нарядов и аксессуаров. Gloss встретился с ее автором – частным коллекционером с тридцатилетним стажем Мариной Ивановой.
Мое детство прошло в окружении ниток, иголок и швейных машинок. Бабушка все время заставляла меня шить и даже гулять не отпускала. Я очень обижалась тогда на нее: мои подружки гуляли, а я – что-то шила… Потом бабушка приходила, смотрела всё, и я спрашивала: «Ну что, можно мне уже идти?». А она отвечала: «Нет, теперь всё это распаривай». Сейчас я, конечно, очень за всё ей благодарна.
Позже я уже и сама преподавала крой и шитье, и у меня даже был свой театр моды. Именно там и пригодились бабушкины знания. Мне хотелось научить студентов, как нужно правильно шить. Я выворачивала одежду наизнанку, показывала швы, ведь с изнанки всё должно быть так же гладко и аккуратно, как и с лицевой стороны. Студенты шили целые комплекты, потом они выходили на подиум, демонстрировали – это было интересно и красиво.
Первыми экспонатами в моей коллекции стали две шляпы, которые остались мне опять-таки от бабушки. Вообще у меня в доме было много чего от нее: старинные швейные машинки, ножницы, платки. Изначально мне хотелось иметь свое ателье и создавать одежду. Но потом у меня появилась своя «линия» платьев, только уже немного в другом понимании.
Шитье дало мне многое: я умею держать иголку в руках и могу каждое старинное платье самостоятельно отреставрировать. Конечно, бывают очень сложные ткани, которые сыпятся, и тогда приходится советоваться с профессионалами. Но я стараюсь привести в порядок и сохранить каждое платье. Я считаю, что раз уж оно попало мне в руки, то моя задача - отреставрировать его так, чтобы оно могло еще хотя бы лет 100 служить людям, хотя бы зрительно. Я думаю, в этом моя миссия.
У меня была подруга, которая решила освободить старый сарай и сделать из него гараж для машины. Там хранились вещи ее тетки. Думаю, она не очень ее любила, так как мы разожгли костер и начали бросать туда всю обувь, перчатки, сумки, коробки из-под шляп. Но в какой-то момент я остановилась, увидев два очень красивых капора (женский головной убор, соединяющий в себе черты чепца и шляпы). Тогда я подумала, что жалко их выбрасывать, ведь таких сейчас уже не делают. Я взяла их к себе домой, почистила, привела в порядок и отнесла в театр Леси Украинки. Один у меня взяли, а второй нет, так как его нужно было реставрировать. Тогда я взяла кусочек старинного бархата, ленту и настолько аккуратно всё пришила, что многие до сих пор думают, что так оно и было.
Как и у Коко Шанель, у меня тоже всё начиналось со шляп. Отреставрированную шляпку я повесила на гвоздь в спальне. Пришла моя подруга и сказала, что у нее есть старинная сумочка, и подарила ее мне. Потом к этому комплекту мне захотелось пару перчаток. Потом появился костюм и обувь. И вот так всё и пошло – из небольшого увлечения все скопилось в довольно-таки серьезную коллекцию.
Сейчас многие вещи уже сами как-то находят меня. Есть приюты для животных, а у меня здесь приют для вещей. Люди сами приносят, отдают, дарят, потому что знают, что здесь этим вещам место.
Я сейчас уже даже не вспомню, каким было первое платье в моей коллекции. Наверное, это было голубое платье. Но оно не сочеталось с черной шляпкой, которая у меня была, и именно поэтому я продолжила поиск. Возможно, если бы эти вещи тогда подошли друг другу, я бы на этом и остановилась. Но я не могу этого сделать и до сих пор, потому что, например, есть платье, но нет к нему шляпки, есть обувь, но нет сумочки. Или вот: купила детскую колясочку – к ней нужна кукла, ведь коляска не должна стоять пустая.
Как-то в Голландии я очень долго искала антикварный рынок и вдруг наткнулась на роскошный отдел со старинными женскими вещами. И именно этот отдел оказался закрыт! Я вышла с ужасным настроением и была очень расстроена. Нам сказали, что хозяйка будет только через день. Эти два дня я почти не спала. Ведь это всё было «мое», я не хотела, чтобы оно оставалось в магазине, мне хотелось, что это всё было рядом со мной.
А на аукционе в Лондоне я как-то купила детский велосипед 1800 года. Стоил он очень дорого, но он… потерялся! Где-то полгода я переписывалась с организаторами аукциона, они говорили, что выслали его и ничем больше помочь не могут. Я уже потеряла всякую надежду, но каково же было мое удивление, когда через полгода мне написали… с Америки! И сказали, что нашли мою посылку на одном из американских складов. Почему она попала к ним – никто не знал. Чтобы получить ее, мне пришлось заплатить еще 80 долларов. Это были лишние расходы, но я с огромной радостью побежала оплачивать пересылку.
Когда еду за границу, я почти все деньги трачу на какие-нибудь приобретения. Граничная сумма – около 1000 долларов. Я обхожу два-три антикварных магазина, выписываю себе всё, что понравилось, а потом уже выбираю. Много всего хочется купить, но я все-таки себя останавливаю и смотрю, чтобы вещь была музейного формата, с уникальной работой, чтобы можно было показывать ее людям в образовательных целях.
Я стараюсь покупать платья светлых тонов. Я не очень люблю черный цвет и «траурные» платья. Мне хочется, чтобы моя выставка производила радостное впечатление. Я полагаюсь на свой вкус и покупаю то, что с удовольствием носила бы и сама.
Манекены под свои платья приходится делать самостоятельно. Раньше ведь женщины по своим параметрам отличались от современных барышень. Тогда средний рост женщин был 140-150 сантиметров, размер ноги – 31-32, и еще у них были очень узкие талии. Если присмотреться, то головные уборы, перчатки и даже мебель в домах раньше также были меньшего размера.
В прошлую эпоху женщина была создана не для работы, а для красоты. Она имела хороший вкус, и ее работой было хорошо выглядеть. Прежде всего, женщина была матерью и женой, она должна была воспитывать детей и нравиться мужу. Я показываю платья светских дам, тех, которые часто выходили в общество, имели состояние, статус и соответствовали ему.
Платья подделывают очень редко. Самые ранние мои экспонаты датируются 1800 годом. Иногда может быть, что платье сделано, например, в конце XIX века, а уже в ХХ веке на нем перекроили вытачки, пытались отрезать «хвост», чтобы убрать длину, или вставили молнию, хотя молнии появились только во времена Второй мировой войны. Но все равно по ткани видно, что это платье более раннего периода.
Коллекционирование платьев – это колоссальный труд. Легче всего поставить самовары на полку, фарфоровые тарелки или граммофоны. А за марками и монетами вообще не нужен никакой уход. А вот чтобы ухаживать за старинными платьями, нужны не только деньги, но еще и большое усердие и много времени. Их нужно постоянно реставрировать, чистить, держать в правильном температурном режиме. Летом под каждое платье я ставлю тазики с водой, потому что они не любят сухости, сырости, солнца.
Я люблю путешествовать, а вот мои платья – не очень. Моя выставка – результат нескольких лет тяжелой работы. Я 30 лет работала, чтобы один раз всё показать. Периодически нас приглашают на другие выставки, но это огромный стресс для платьев, они плохо переносят переезды.
Хотелось бы иметь свой музей, где могли бы разместиться все мои экспонаты. Вижу его большим и светлым. Я бы сделала тематические залы: кринолинов, тюрнюров, арт-деко, арт-нуво, отдельные залы по разным годам. Мне бы хотелось, чтобы каждый человек, заходя в такой музей, мог что-то вспомнить. Вероятно, все мы проживаем не одну жизнь. Наверное, мы жили в тех эпохах, иначе – откуда у меня такая любовь ко всему этому? Наверняка всё это неспроста.
Читай также
Курсы, вебинары, мастер-классы: можно ли за пару месяцев поменять профессию? Пять реальных историй
От мечты до реализации
Как все работает в реальности: 21-летний моряк из Киева о штормах, пиратах и зарплатах
О работе моряка из первых уст.
Группа Brainstorm: "Киев прекрасен, когда в нем цветут каштаны"
О киевской публике, съемках фильма и Уэсе Андресоне.
«Наше общество еще нельзя назвать толерантным»: интервью с трансгендерной девушкой Анастасией Домани
Как живется трансгендерам в Украине и почему все именно так.
«Мне 29 лет и я никогда не пробовал алкоголь»: истории киевлян, навсегда выбравших трезвость
Каково это — вообще не пить алкогольные напитки.
Жизнь богемы: скульптор Владимир Тузинский о любви к Киеву и глиняной посуде
Его работы легко узнать: черепахи, совы, маски, индейцы доколумбовой Америки
Алекс Селихов: "Главное – эмоции, которые даришь людям"
Об особенностях профессии, о том, как меняются вкусы клиентов и что главное в работе ведущего мероприятия