Анонимное интервью с киевским пожарным

Когда смотришь фильмы о пожарных - возникает куча вопросов. Действительно ли они спускаются не по лестнице, а по трубе? Сколько воды в пожарной машине? Зависит ли их зарплата от количества пожаров? В поисках ответов я встретила человека, который 20 лет спасал «уснувших с сигаретой» киевлян. Сейчас Юрий уже не работает, поэтому смог рассказать о пожарных интересные и порой шокирующие факты. Правда, анонимно.

После армии у меня был выбор: идти в кондитерский цех или в пожарную часть. И, к счастью, я выбрал второе.

Перед приемом на работу пожарные проходят жесткую комиссию. Вы шаттл запускать собираетесь или пожарного нанимаете?

По звонку мы собираемся за 45 секунд. Ночью где-то минута - не всегда успеваешь прийти в себя после сна. Спим в форме, только без сапог, противогаза и каски.

Согласно правилам, перед тем, как гасить пожар, я должен потратить время на то, чтобы выстроить ребят в шеренгу и дать им команды. Но вы же понимаете, что это бред?

Недавно пожарным увеличили зарплату. Теперь это 2000 гривен. Зато наше государство любит громкие поощрения: например, торжественно вручить именные часы от мэра.

Раньше нам давали премии. Иногда премией становились 6 мешков сахара. Или 6 килограммов масла.

Пожарные не определяют причину возгорания. Мы вызываем людей из ИПЛ (испытательная пожарная лаборатория), и уже они роются в пепле.

Самый необычный источник огня, который я видел, - это трехлитровая банка воды, стоявшая на балконе. Луч прошел сквозь нее и поджег коврик. Сгорело полквартиры.

Да, мы действительно съезжаем со второго этажа по трубе. Съехал - и проснулся сразу. Новенькие иногда падают. Но здесь так: упал - тренируйся.

Среди нас нет слабых мужчин. И мы не смотрим телек между пожарами, как думают многие. У нас есть занятия, подготовка, работа в части. А ночью - кто спит, кто дежурит, кто едет на учения в метро. В час ночи подземка закрывается, в два приезжаем мы в противогазах. Нужно, чтобы пожарные чувствовали себя в тонусе.

У пожарных есть свои фразы, суеверия. Когда я учился, нам старший всегда говорил: «На дежурство пришло семнадцать - семнадцать должно и уйти». Если сдаем смену, желаем «сухих рукавов». После пожара, когда разъезжаемся на места дислокации, мы никогда не прощаемся с ребятами из другой части. Новички проходят обряд посвящения - на первом пожаре их хорошенько обливают водой. А так у каждого свой ритуал: этот сапоги с левой ноги надевает, тот машину как-то по-особенному заводит. Но я считаю, что на пожаре важнее подумать, с какой стороны зайти, чем поцеловать крестик.

Холодный ум важнее холодной воды. Я, как начальник караула, должен был распределять: «ты берешь то», «ты берешь это», «а ты стань туда».

В машине две тонны воды. На каждой улице есть пожарные гидранты, к которым можно подключиться в случае нехватки. Очень злит, когда не можешь подвести воду, потому что гидрант обставлен тачками. Я видел, как в США пожарные просто отбрасывают, отталкивают машины, чтобы к нему пробраться. У нас так нельзя.

Рассказы о том, что пожарные приехали без воды, - это чушь. Возвращаясь в часть, мы первым делом наполняем использованную машину и только потом звоним диспетчеру и сообщаем, что готовы к следующему выезду. Если машина будет пустой, нас не пустят тушить даже соседний дом. Приедут люди из другой части.

Больше всего пожаров в Святошино.

Пожарные в Украине работают на голом энтузиазме. Мы даже не задаем вопросы о повышении зарплаты: не устраивает - увольняйся.

Я подрабатывал охранником в съемочной студии Бориса Бурды. Раз в месяц он приезжал из Одессы, и снимал за 3-4 суток несколько программ. Его блюдами кормили всю съемочную группу, естественно, доставалось и мне. Никогда не понимал, зачем, например, в суп класть лимон.

После пожара все приезжают мокрые, холодные. На тебе 3 слоя одежды, но мокрыми становятся даже трусы. Не сколько от воды, сколько от температуры. Это как зайти в трех штанах в сауну. Поэтому если есть возможность, мы заходим в части на кухню и «согреваемся». Ага, чаем.

У нас атрофируется ощущение времени. Иногда в 3 часа ночи мы только завтракаем, а иногда - уже ужинаем.

Максимум за сутки я выезжал на 10 пожаров.

Когда ты начальник караула, ты должен знать о своих ребятах все. Кто с кем спит, кто где живет, кто развелся, кто женился. Мне нужно хорошо знать человека, с которым я захожу в огонь.

Однажды мы тушили склад техники возле «Большевика». Это был первый раз, когда я топтался по сотням мобильных телефонов.

У нас есть табу - ничего не выносить с пожара. Но однажды на месте происшествия я встретил старого друга, он милиционер - приехал после пожара на проверку. И тогда нам очень кстати пришлась бутылка водки, которая стояла в той квартире.

Пожарные очень добры друг к другу. Опасность сближает нас так же, как и шахтеров. Я был в Феодосии, зашел к ребятам в часть умыться. Они тут же: «Тебе воду горячую, холодную? Кушать будешь? Пить будешь? Вино наше, хорошее». Это пожарное братство.

Меня бесят анекдоты о нашей профессии. И откуда взялось выражение «спит как пожарник» я тоже не знаю.

Я проработал 20 лет, но женщин-пожарных не видел ни разу. Да и зачем им это?

Вы можете думать, что я суровый и грозный. Но о знакомстве со своей женой я готов рассказывать часами.

Несколько раз мы тушили то самое Лукьяновское СИЗО. Потушить-то мы потушили, а выезжали из тюрьмы где-то полчаса: охранники проверяли, не вывозим ли мы зэка какого-нибудь. Они обшарили все отсеки в машине, двигатель, даже наши карманы проверили. Что я должен был вывезти из тюрьмы в кармане?!

Я никогда не видел, чтобы во время пожара заключенных эвакуировали.

Пожар в телестудии на Крещатике - самое пафосное происшествие в моей жизни. Вызвали 26 машин, экспертов нагнали больше, чем пожарных. Когда все закончилось, мне грамоту и часы вручили, представляете? Вообще, огонь на Крещатике - это всегда резонанс. Съезжается руководство, разбор полетов устраивают. В центре Киева нельзя гореть.

За недотушенный огонь мы получаем от начальства по полной.

Зимой больше работы, чем летом: возгорания происходят так часто, что мы не успеваем сушить спецодежду. Апогей этого периода - Новый Год, а все из-за чертовых елок. Смешно, когда люди, у которых только-только потушили пожар, предлагают выпить.

Вы даже не представляете, каково это - тушить склад бумаги.

«Хрущевскую дачу» на Нивках тушили раз пять. Пользуясь случаем, хочу передать привет бомжам, которые там живут.

Если тушишь пожар в подвале - обязательно привезешь в одежде кучу блох или клопов каких-нибудь. Вот такая романтика.

Иногда приходится тушить жуткие квартиры. В одной вообще на коленях ползали, потому что от потолка до теоретического пола был где-то метр - все остальное завалено какими-то сумками, тряпками, мусором. Кстати, тараканы и жуки всякие во время пожара на потолок ползут. Бывает, голову вверх поднимешь - а там…

Тушили колледж на Львовской. Решили зайти изнутри на чердак. Доходим до верхнего этажа и видим, что ступеньки уходят не на чердак, а прямиком в потолок. Мы давай фонарями светить - в чем дело? Оказалось, это был густой и ровный слой дыма.

Ужасно видеть глупую смерть. Студенты решили устроить себе шашлык в квартире - положили сосиски в кастрюлю, облили спиртом и подожгли. Из шести человек выжили только четверо.

Самый большой пожар тушили 4 дня - склады с бытовой техникой на Нивках. Больше 100 машин задействовали.

Мы разыгрываем друг друга. Можем ночью привязать кого-нибудь к кровати и включить тревогу. Или шнурки на ботинках связать вместе.

Только дурак не имеет страха.

Читай также

Курсы, вебинары, мастер-классы: можно ли за пару месяцев поменять профессию? Пять реальных историй

От мечты до реализации

Путь домой: Сергей Фурса и его первая книга

Интервью с писателем.

Как все работает в реальности: 21-летний моряк из Киева о штормах, пиратах и зарплатах

О работе моряка из первых уст.

Группа Brainstorm: "Киев прекрасен, когда в нем цветут каштаны"

О киевской публике, съемках фильма и Уэсе Андресоне.

Баттл месяца: веган и мясоед отвечают на вопросы друг друга

Кто выиграл – решайте сами.

«Наше общество еще нельзя назвать толерантным»: интервью с трансгендерной девушкой Анастасией Домани

Как живется трансгендерам в Украине и почему все именно так.

«Мне 29 лет и я никогда не пробовал алкоголь»: истории киевлян, навсегда выбравших трезвость

Каково это — вообще не пить алкогольные напитки.

Кто и зачем рисует муралы в Киеве: Sky Art Foundation

Разбираемся в стрит-арте.

Жизнь богемы: скульптор Владимир Тузинский о любви к Киеву и глиняной посуде

Его работы легко узнать: черепахи, совы, маски, индейцы доколумбовой Америки

Алекс Селихов: "Главное – эмоции, которые даришь людям"

Об особенностях профессии, о том, как меняются вкусы клиентов и что главное в работе ведущего мероприятия