Интервью с немецким фотографом, полюбившим наши поезда и дешевые отели
Отправляясь в одну из киевских галерей на открытие выставки, я и не ожидала, что познакомлюсь там с немецким фотографом Феликсом Саутером и большую часть вечера проговорю с ним о прелестях наших поездов. Оказалось, что практически все сделанные Феликсом в Украине снимки посвящены нашей повседневной жизни – комнатам в дешевых отелях, стихийным рынкам, платформам небольших вокзалов, посетителям забегаловок, случайным прохожим и, конечно же, так полюбившимся ему ночным поездам. Увидеть себя со стороны, особенно глазами иностранца, всегда интересно. Поэтому мы решили познакомить тебя с этим необычным фотографом и его творчеством.
Я фотограф-самоучка, работал несколько лет в качестве помощника опытных фотографов. Мне 40 лет, родился в Штутгарте (Германия). Изучал финансы и налоговое право в Людвигсбурге, недалеко от родного города.
Я живу фотографией. Все, что я вижу, очень сильно влияет на мое настроение. Иногда я отправляюсь в какое-то место только для того, чтобы оно визуально на меня подействовало. Фотография позволяет мне увидеть и материализовать увиденное быстрее, чем я могу понять или запомните его. Самые удивительные моменты бывали у меня во времена пленочной галогеносеребряной фотографии, когда я, наконец, видел свои снимки в темной комнате или на слайдах из фотолаборатории.
Я люблю путешествовать, потому что мне быстро становится скучно на одном месте. Я уже побывал в Испании, Италии, Франции, Швейцарии, Люксембурге, Голландии, Великобритании, Норвегии, Швеции, Дании, Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве, России, Белоруссии, Польше, Украине, Словакии, Чехии, Венгрии, Австрии, Словении, Хорватии, Боснии, Сербии, Румынии, Молдавии, Болгарии, Македонии, Греции, Турции, Грузии, Азербайджане и Саудовской Аравии.
Впервые я посетил Украину в конце января 2002 года. Мне просто было любопытно увидеть вашу страну, поскольку прежде из стран бывшего СССР я бывал только в Белоруссии. С тех пор я приезжал в Украину около десяти раз, главным образом – чтобы фотографировать, впечатляться и вдохновляться.
Во время своего пребывания в Украине в 2011 году я больше всего интересовался жизнью ночных поездов. К сожалению, мне там было довольно сложно фотографировать. В основном потому, что я плохо знаю украинский и русский языки. Также у меня сложилось впечатление, что многим людям стыдно за поезда. И это мне как иностранцу кажется очень странным, поскольку ваши ночные поезда удобны и очень хорошо работают.
Мне очень нравятся украинские поезда. Для меня они являются шедеврами промышленного дизайна с идеальной функциональностью. В плацкарте, купе и СВ-вагонах можно прекрасно выспаться. К тому же они отапливаются углем, отчего чувствуешь себя уютно и надежно в холодное время года. Еще у вас хорошо организованы железнодорожные станции с комнатами для отдыха. Есть новый веб-сайт, с помощью которого можно бронировать билеты через интернет.
Когда я ехал в феврале 2002 года из Симферополя в Одессу, узнал, как можно путешествовать без билета. (Мне это казалось невозможным, потому что проводники проверяют билет у каждого, кто входит в вагон). Женщина без билета зашла в вагон, просто чтобы «попрощаться» с другом. Как только поезд отправился, она «навестила» друга, который, «к сожалению», должен был ехать в другом вагоне. Поскольку билет (которого у нее не было) «остался» у проводника в ее вагоне, проводник в вагоне, куда она пришла, не смог его проверить. Она просто «навещала» друга до конечного пункта – Одессы. Ей повезло: поезд не был переполнен, поэтому в купе оказалась одна свободная полка – и женщина даже смогла лечь и поспать.
В Украине я сделал три серии фотографий – «Номера без комфорта», «Мимоходом» и «Туристические достопримечательности». Их можно увидеть на моем сайте http://www.felixsauter.com/. Идея фотографировать номера дешевых гостиниц возникла у меня спонтанно, когда я узнал, что почти все комнаты отеля «Жорж» во Львове отремонтировали по европейскому стандарту. С тех пор в каждом неотреставрированном номере отеля, где я по возможности старался останавливаться, я делал два кадра с целью запечатлеть его интерьер, поскольку, вероятнее всего, такие комнаты скоро превратят в номера в «европейском стиле». Серия «Мимоходом» снята на ходу на 2-мегапиксельную камеру мобильного телефона: таким образом я старался не привлекать к себе внимание. Серия «Туристические достопримечательности» – это своего рода железнодорожное роуд-муви.
В Украине мне особенно понравились Винницкая область с реками Днестр и Южный Буг, Черниговская область с рекой Десна, Крым и Карпаты. В Киеве я полюбил Подол и берега Днепра.
Сейчас я не уверен, что у меня будет время для новых фотопроектов, посвященных Украине. Моя работа зовет меня в другие части мира.
Среди украинцев я всегда чувствовал себя комфортно. Меня не покидала уверенность, что кто-нибудь да поможет мне, если я заблужусь. Как правило, мне попадались доброжелательные и очень гостеприимные люди. К сожалению, я не завел в Украине много друзей, частично из-за языкового барьера. Хотя несколько человек, с которыми я познакомился, оказались очень добрыми, интересными, талантливыми и гостеприимными.
Читай также
Курсы, вебинары, мастер-классы: можно ли за пару месяцев поменять профессию? Пять реальных историй
От мечты до реализации
Как все работает в реальности: 21-летний моряк из Киева о штормах, пиратах и зарплатах
О работе моряка из первых уст.
Группа Brainstorm: "Киев прекрасен, когда в нем цветут каштаны"
О киевской публике, съемках фильма и Уэсе Андресоне.
«Наше общество еще нельзя назвать толерантным»: интервью с трансгендерной девушкой Анастасией Домани
Как живется трансгендерам в Украине и почему все именно так.
«Мне 29 лет и я никогда не пробовал алкоголь»: истории киевлян, навсегда выбравших трезвость
Каково это — вообще не пить алкогольные напитки.
Жизнь богемы: скульптор Владимир Тузинский о любви к Киеву и глиняной посуде
Его работы легко узнать: черепахи, совы, маски, индейцы доколумбовой Америки
Алекс Селихов: "Главное – эмоции, которые даришь людям"
Об особенностях профессии, о том, как меняются вкусы клиентов и что главное в работе ведущего мероприятия