Интервью с режиссером театра-студии импровизации "Черный квадрат" Анатолием Нееловым
Главный режиссер театра-студии импровизации «Черный квадрат» Анатолий Неелов: «Другие театры завидуют, что мы можем легко говорить о сексе, и у нас это получается не пошло».
Театр «Черный квадрат» не нуждается в рекламе, чаще всего о нем узнают через «сарафанное радио», по совету знакомых. Пока национальные театры жалуются на маленькие зарплаты и падение культуры у горожан, билеты на представления «Черного квадрата» разлетаются, как горячие пирожки. Сейчас у театра три! сцены. Большая или главная – на 600 мест в Доме художника (ул. Артема, 1), камерная – на 70 человек в офисе театра (ул. Артема, 5-б) и экспериментальная сцена (бульвар Т.Шевченко, 27), где по воскресеньям можно посмотреть «Чистую импровизацию». С «Чистого» все и начиналось: однажды молодой режиссер Анатолий Неелов пришел на занятия театральной студии, расстелил кусок черного бархата и сказал: «Играйте, что хотите, главное, чтобы это было интересно!»
О нас многие говорят, что мы «выезжаем» на темах про секс. Давайте будем реалистами: в фильме «Москва слезам не верит» что, секса нет? «Ирония судьбы или с легким паром» – это не о сексе? Все, где есть взаимоотношения полов, где есть дорогие автомобили, каблуки у женщин – все это о сексе. Меня не смущает слово «секс», потому что я за этим словом вижу больше, чем обычный процесс. Сексом нельзя удержать зрителя, тем более, что секса на сцене нет. Мы о нем разговариваем, но мы его не показываем.
Самые табуированные темы – эрос и танатос – секс и смерть, они самые вечные. У нас спектаклей и о смерти хватает. Мы не только о сексе играем, но, значит, это вас тоже волнует, раз вы на это сами обращаете внимание. В интимных отношениях, не сексуальных, а интимных, человек открывается наиболее ярко, поэтому эти темы востребованы зрителем. Другие театры завидуют, что мы можем об этом легко говорить, и у нас это получается не пошло.
В спектакле «Страсти по Мураками» есть очень острые сексуальные моменты, написанные японцем. Нам говорят: «Вот вы опять вставили про секс». Да, блин, мы не вставляли, это мы взяли у автора.
Плохие спектакли смотреть больно, даже физически ты мучаешься от того, что это сделано неправильно. И не важно, твой это спектакль или чужой. Когда спектакль играют хорошо, то сколько бы ты его раз не видел, все равно интересно. Тем более, наши актеры никогда не играют абсолютно одинаково, они импровизируют.
Импровизация – это не «отсебятина», и спектакли, которые идут на большой сцене (ул. Артема, 1) и камерной (ул. Артема, 5-б), имеют свою драматургию и свой сюжет, но нет заученных реплик, а самое главное – эмоции рождаются каждый раз новые.
Классический театр – это как поезд, ему поставили рельсы, он по ним едет, а театр импровизации – это пароход, у него есть очерченный путь, но у него больше уровень маневрирования.
У нас есть импровизационные спектакли, которых ни у кого нет и никогда не будет: «Плоты», «Мафия», «Чистый квадрат» – там заготовленных слов, конфликтов и сюжета нет. Они идут на экспериментальной сцене (бульвар Шевченко, 27).
Большинство киевских театров живут на дотации государства, у них бесплатные помещения, большой академический театр получает 6% от билетов, остальные 94% – это подарок государства. Мне таких подарков никто не делает, я налоги плачу. Мы единственный театр, который получает прибыль.
На сегодняшний спектакль все места проданы, завтра на спектакль в большом зале на Артема тоже ни одного билета нет, так же и в субботу. Мы посчитали, что в прошлом сезоне у нас была посещаемость 94%.
Зрителей стало еще больше, когда мы внедрили интернет-продажи, теперь можно клацнуть кнопку «Купить билет» и оплатить с помощью банковской карты. Не нужно специально ехать в кассы или приходить заранее – это очень важно для современного человека, который ценит свое время.
Мы, «Черный квадрат», конкурируем не с другими театрами, мы конкурируем с «Доктором Хаусом», с «Декстером», с программой «Голос країни». Чтобы оторвать человека от телевизора и привести его в театр, мы просто обязаны заниматься маркетингом – это правильно.
Меня не интересует классика, которая не отвечает современности. Темы, которые звучат в театре, должны быть абсолютно понятны и близки зрителю, который в этот театр ходит. Тогда это будет иметь художественную духовную составляющую. Я с удовольствием поставлю пьесу Ивана Карпенко-Карого «Сто тысяч», потому что она остросовременная, она про «кидал», про финансовые махинации.
Во время спектакля всегда смотрю на людей, которые сидят в зале. Я смотрю, когда они смеются, аплодируют, реагируют, если фраза умная и абсолютно не смешная, но кто-то смеется, значит, фраза точная, попадает прямо в сердце. Только по реакции зрительного зала я могу догадаться, в каком направлении двигаться дальше.
Раньше мы были молодежным театром, теперь к нам ходит много взрослых людей. В первых рядах я вижу и публичных людей. Если раньше в театр приходили пешком, то сейчас перед спектаклем нет, где припарковать авто. Это случилось за 2-3 года. Конечно, цены на билеты повысились, но мы подняли и качество.
У нас статус любительского театра. Но я не считаю наших актеров непрофессиональными. Мы просто любим то, что мы делаем. Мне нравится, что у актеров перед выходом на сцену есть душевное колебание, тремор, адреналин, эмоциональный настрой.
У нас есть студия, где мы обучаем театральному мастерству и импровизации уже почти 20 лет. Любой может очутиться на сцене нашего театра, конечно, если он сможет освоить нашу систему и достичь нужного уровня. Раньше поступать в студию приходило больше киевлян, теперь приезжих. Киевляне существенно обленились, им нужно только употреблять, а вот «некиевляне» одновременно где-то учатся, работают и ходят в театральную студию. От потомственного киевлянина часто можно услышать: «Ой, я не могу сегодня прийти на занятие, у моей подруги День рождения», и у другой, и бабушки, и все живут вместе, ко всем нужно сходить. Приезжие не обросли связями, они приходят в столицу, чтобы начать все с нового листа.
Мне нравятся люди, у которых есть цели. Отсутствие цели – худшая из судеб. Например, человек может прийти и сказать: «Я хочу научиться мастерству актера, чтобы стать хорошим юристом». – Пожалуйста. А потом, может, и на сцену выйдет, и актером станет. Мотивация должна быть. А когда у человека нет мотивации, тогда он плохо учится, он не понимает, зачем ему это.
Хороших актеров всегда не хватает.
Я читаю постоянно. Для «студийцев» (учеников студии-импровизации «Черный квадрат») составляю список книг и фильмов, которые обязательно нужно прочитать и посмотреть. Я каждый год в этот список что-то добавляю.
Я не люблю скучать. Хороший режиссер – всегда воинствующий оптимист, он находит хорошее во всем. Как у Стругацких: «Ты должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать».
Не люблю депрессивных режиссеров. Жизнь итак полна деструктивных элементов, а театр все-таки должен нести свет. Он не отображает жизнь, он просто подмечает и выпячивает ее светлые стороны.
Сейчас мне очень нравится спектакль «Воспоминание о будущем», ему уже 10 лет, там поменялись актеры, он приобрел новую свежесть, звучание, он очень современен и людям нравится. Мне нравится «Страсти по Мураками», я его уже играю 6 лет, но он мне по-прежнему нравится. Иногда хочется ничего не менять в спектакле, а менять только качественно внутри своей игры.
«Студийцы», а их уже было больше тысячи, по моей просьбе заполняют анкеты, и там есть информация от знака зодиака до любимой книги. И вот что я понял из анкет – люди врут, они хотят нравиться, потому что они хотят, чтобы их кто-то любил. В цивилизации глобальный недостаток любви. Это проходит, либо человек расслабляется и понимает, что главное – любить самого себя, а когда человек любит самого себя, то уже, оказывается, его такого полюбили и другие.
Сайт: www.artkvadrat.com
Телефон заказа и бронирования билетов: 353-08-43.
Читай также
Курсы, вебинары, мастер-классы: можно ли за пару месяцев поменять профессию? Пять реальных историй
От мечты до реализации
Как все работает в реальности: 21-летний моряк из Киева о штормах, пиратах и зарплатах
О работе моряка из первых уст.
Группа Brainstorm: "Киев прекрасен, когда в нем цветут каштаны"
О киевской публике, съемках фильма и Уэсе Андресоне.
«Наше общество еще нельзя назвать толерантным»: интервью с трансгендерной девушкой Анастасией Домани
Как живется трансгендерам в Украине и почему все именно так.
«Мне 29 лет и я никогда не пробовал алкоголь»: истории киевлян, навсегда выбравших трезвость
Каково это — вообще не пить алкогольные напитки.
Жизнь богемы: скульптор Владимир Тузинский о любви к Киеву и глиняной посуде
Его работы легко узнать: черепахи, совы, маски, индейцы доколумбовой Америки
Алекс Селихов: "Главное – эмоции, которые даришь людям"
Об особенностях профессии, о том, как меняются вкусы клиентов и что главное в работе ведущего мероприятия