Интервью с основателем КARABAS.COM Максимом Плахтием: никто из мировых топ-звезд в Украину пока не приедет
Музыкальная карусель «Киркоров – Басков – Бабкина» прекратила свои гастроли по Украине, освободив место для украинских молодых артистов. Иван Дорн, Alloise, Onuka, Гапочка, Арсен Мирзоян и другие – все они сейчас если не на пике, то явно на подходе к вершине своей популярности. И все же отечественные СМИ продолжают говорить о «глубоком кризисе» украинского концертного рынка. |
Как ни странно, зависимость была достаточно сильной. Из общего объема концертного рынка Украины приблизительно 60% занимали российские артисты. Конечно, ситуация, когда эти 60% перестали к нам приезжать, имела серьезное влияние на рынок. Но я бы не говорил о каком-то «крахе». |
Так сложилось, что в свое время мы просто привыкли получать культурный продукт, назовем его так, по вектору из Москвы. Да и путь к известности очень многих украинских артистов был следующим: здесь, в Украине, у артиста был небольшой круг фанатов; затем он уезжал в Москву, становился популярным там и возвращался обратно «звездой». За период совместной истории мы привыкли, что артист считался состоявшемся только после того, как получил признание в Москве. Теперь же ситуация серьезно меняется. Украинцы хотят получать наш внутренний музыкальный продукт, вектор «из Москвы» уже не действует. И это привело к серьезной трансформации концертного рынка Украины. |
При этом мы получили обратный эффект - повышение спроса на отечественных артистов, а также на их качественные концерты. Например, еще несколько лет назад даже при высоком уровне популярности «Океана Эльзы» предположить, что группа соберет восемь стадионов, не каждый эксперт бы рискнул. Еще одно изменение, люди стали ходить либо на массовые концерты и фестивали, либо в небольшие клубы. И это распределение, кстати, очень похоже на европейскую модель. |
Не думаю, что для них в данное время это вопрос денег. Для российского артиста куда более ощутимее потерять свой внутренний рынок, который даже территориально больше украинского. Поэтому они сейчас такие осторожные. Но со временем все равно появятся «первые ласточки» как с российской, так и с нашей стороны, которые будут приезжать к нам, или наоборот. Все же культура – это также формирование отношений между странами. Есть даже термин такой – «культурная дипломатия». |
Думаю, это нормально. У нас есть своя государственная позиция, и здесь мы должны быть последовательны. Любой артист сам отвечает за свои высказывания, действия и должен знать, чем ему это чревато. Что касается российских артистов, то большинство из них сейчас все равно не будут иметь коммерческого успеха в Украине. Поэтому их приезд вызовет только волнения или провокации. |
Не следует забывать, что это также бизнес. Если есть контракты, расписание концертов, то артист будет выступать. Украина сейчас не в поле зрения «звезд» международной величины не потому, что у нашего концертного рынка какие-то проблемы с имиджем, а потому что на территории нашей страны происходят военные действия, и мы находимся в стоп-списке многих посольств. |
Глобально, во всех этих перипетиях очень большие затраты понесли организаторы концертов. В связи с отменами и массовыми возвратами билетов многие из них стали практически банкротами. Сократилась часть билетных операторов: некоторые ушли, но, в основном, произошли слияния и укрупнения. Также изменилась модель работы билетных касс, которые сейчас по максимуму стараются сокращать свои издержки. Если раньше предприниматель самостоятельно держал кассу и сам ее администрировал, то что сейчас владельцы за определенную плату предпочитают отдать эту кассу в управление билетному оператору. |
Достаточно уверенно. Мы очень активно начали предоставлять дополнительные услуги и сервисы концертным организаторам. Можем закрыть практически любой вопрос, связанный с организацией концерта: от организации контрольно-пропускных систем, проведения рекламных и промо компаний и до аренды залов и оборудования. И продолжаем расширять линейку сервисов как для партнеров, так и для клиентов. |
Следует писать хорошую музыку и конкурировать ее качеством. Сейчас мы наблюдаем колоссальный спрос на действительно качественный музыкальный продукт. Возьмем, к примеру Onuka, у которой шикарный контент, и сейчас ее выступления проходят на бис. |
Да, гонорары выросли. Также у нас стала формироваться другая модель работы: от предоплаты гонорара перешли к форме, когда гонорар зависит от процента общего выторга. Это более честная схема работы. Думаю, за этим будущее концертного рынка, когда все его участники (артист, организатор, билетный оператор, рекламщики) работают в процентном соотношении и разделяют риски между собой. Проблема прошлой модели заключалась в том, что организатор брал на себя абсолютно все риски. Ему необходимо было оплатить полный гонорар артиста, заплатить за площадку, рекламу и т.д. При этом придут люди на концерт или нет – это также был 100% риск организатора. |
Это сложный вопрос, так как я все же не могу прогнозировать, как будут меняться предпочтения украинцев. До этого слушали российскую эстраду, потому что она нам нравилась. Кто из иностранных артистов будет нравиться в будущем - неизвестно. Ведь проблема еще и в том, что из тех же европейских музыкантов мы никого не знаем. Попробуйте назвать самого популярного сейчас артиста, к примеру, в Польше, Венгрии или Румынии! Вряд ли у вас это получится, поэтому в ближайшее время они к нам не приедут. Сейчас необходимо сконцентрировать усилия на создании нашего украинского музыкального продукта. |
Это сугубо коммерческая проблема. Организовывая концерт, промоутер оценивает, соберет ли выступление той же Кэти Перри достаточное количество человек, чтобы покрыть свои расходы и выйти на минимальную прибыль. У артистов такой величины очень большие гонорары, а это тянет за собой высокую стоимость билетов. К примеру, к нам могла приехать группа Scorpions, но средняя стоимость билетов на них составила бы больше 5,000 гривен. Здесь организатор понимает, что такой концерт не окупится. Еще одна проблема – у нас даже нет концертной площадки, которая могла бы вместить, скажем, 20 000 человек. А ведь чем больше человек придет на концерт, тем меньше будет стоимость билетов. |
Лишь одна из причин. Возьмем тот же Киев, где нет подходящих залов. "Дворец Украина" – это зал съездов, а не музыкальный зал, с не лучшей акустикой, да и вместить он может около 3,000 человек. Дворец Спорта – до 10,000. Если брать стадионы, то Олимпийский сделали без крыши. Значит, проводить здесь концерты можно только в летнее время, а это период отпусков. Осенью пойдут дожди, и никто не возьмет на себя такой риск. К сожалению, у нас нет подходящей концертной площадки, и это напрямую влияет на стоимость билетов. Если я привожу артиста, необходимо разделить стоимость организации концерта на количество мест. Если их будет мало, билеты получатся дорогими, а это значит, что и концерта не будет. |
Мы хотели строить большую концертную арену. Были инвесторы и договоренности с администрацией города, но сейчас все остановилось. И в ближайшее время в развитие концертно-развлекательной сферы Украины никто инвестировать не будет. |
Во всем мире лидирует спорт. Продажа билетов на такие мероприятия гораздо выше, чем на музыкальные. Но в Украине и это не так. На первом месте концерты. На втором, скорее, театры. Также хорошо покупают фестивали и экскурсии. |
Здесь уже все наоборот – в сегодняшнее время электронный билет куда более защищенный. В первую очередь, с точки зрения подделки. Полиграфия в наше время работает настолько хорошо, что подделать можно практически все, что угодно. Когда же бронируете билет онлайн, вы оставляете свои электронные данные. И в случае чего всегда есть 100% подтверждение вашей брони. В дополнение, онлайн-оплата также подтверждается соответствующей транзакцией в банке, а это еще одна гарантия защиты от подделок. |
Рекомендую концерт Ивана Дорна в Одессе (20 августа). Также 4-6 сентября большой фестиваль Республика в Каменец-Подольском. В октябре приедет легендарный гитарист Френсисс Гоя. 30 августа в клубе «Атлас» (Киев) состоится выступление поэтессы Веры Полозковой. И рекомендуем обратить внимание на квесты с погружением. Новая и очень интересная вещь. Сейчас популярен «Побег из Шоушенка». Также 29 августа бой Александра Усика, надо бы не пропустить. Вообще, лето это период open-air фестивалей, поэтому надо стараться не пропустить их. Осень же будет насыщена концертами, так что следите за афишей на Gloss.ua. |
Читай также
Курсы, вебинары, мастер-классы: можно ли за пару месяцев поменять профессию? Пять реальных историй
От мечты до реализации
Как все работает в реальности: 21-летний моряк из Киева о штормах, пиратах и зарплатах
О работе моряка из первых уст.
Группа Brainstorm: "Киев прекрасен, когда в нем цветут каштаны"
О киевской публике, съемках фильма и Уэсе Андресоне.
«Наше общество еще нельзя назвать толерантным»: интервью с трансгендерной девушкой Анастасией Домани
Как живется трансгендерам в Украине и почему все именно так.
«Мне 29 лет и я никогда не пробовал алкоголь»: истории киевлян, навсегда выбравших трезвость
Каково это — вообще не пить алкогольные напитки.
Жизнь богемы: скульптор Владимир Тузинский о любви к Киеву и глиняной посуде
Его работы легко узнать: черепахи, совы, маски, индейцы доколумбовой Америки
Алекс Селихов: "Главное – эмоции, которые даришь людям"
Об особенностях профессии, о том, как меняются вкусы клиентов и что главное в работе ведущего мероприятия