Война, Любовь и Мир Влада Троицкого: интервью с организатором фестиваля современной культуры ГогольFest


Всего один день остался до начала самого масштабного и ожидаемого культурного события Киева. Программа ГогольFest 2015 включает в себя более 500 событий, очередность которых не в силах запомнить даже сами организаторы фестиваля. Конечно, редакция Gloss.ua могла бы разжечь фимиам, закрыться на несколько суток в офисе и выдать подробнейший гид мероприятия. Однако вместо всего этого мы решили встретиться с идейным вдохновителем и отцом фестиваля, который рассказал о ключевых событиях, философии и ожиданиях от ГогольFest 2015. Разговор получился глубоко-культурным, бесценным и по-настоящему дельным. О современной культуре и отношению к ней украинцев, о важности преодоления своего внутреннего раба, о войне, любви и мире в сегодняшнем интервью с Владом Троицким.



Что: 8-й международный мультидисциплинарный фестиваль современного искусства ГогольFest 2015
Когда: 17-27 сентября
Где: «Экспоцентр Украины» (бывший ВДНХ), пр-т Академика Глушкова, 1
Программа фестиваля: gogolfest.org

«Искусство войны, искусство любви, искусство мира» - основной лейтмотив ГогольFest 2015. Насколько сильно на фестивале в этом году будет подыматься тема военного конфликта?

Во-первых, само понятие «Искусство войны» в этом месседже не следует воспринимать как
прямую предпосылку к происходящей ситуации на востоке Украины. Одноименная театрально-музыкальная постановка основана на трактате Сунь-Цзы о военном искусстве, одна из основных идей которого гласит: лучшая война – это мир, а талантливый полководец побеждает, не вступая в битву.

В этой постановке мы затронем тему конфликта, происходящего не столько на Востоке Украины, сколько в душе каждого из нас. Ведь внутри многих живет внутренний инфантильный раб, который каждый день твердит о том, что изменения страны это не твое дело. Хотя на самом деле, поменять ситуацию к лучшему могут только активные действия со стороны каждого украинца.

К слову, театральная постановка «Искусство войны» состоится в первый день фестиваля. Могли бы более подробно рассказать об этом действе?

Это продуманное совместно с фестивалем ODESSA CLASSICS синтетическое представление. Во время постановки актеры театра ДАХ под музыку Баха и Генделя разыграют известный трактат китайского мыслителя и стратега Сунь-Цзы об искусстве войны под аккомпанемент знаменитого украинского пианиста Алексея Ботвинова. Представление будет очень ярким. Здесь задействована и современная хореография, и виджеинг, и, собственно, драматический театр.

Будут ли на фестивале участники из России?

К нам приедет оппозиционный Театр.Doc из Москвы, который за острые политические спектакли уже трижды в последние полтора года выселялся из своего помещения и сейчас фактически находится в состоянии бегства. Также из Санкт-Петербурга приедут наши друзья со спектаклем «Жизнь за царя» в постановке режиссера Джулиано Ди Капуа. Сюжет постановки берет за основу письма народовольцев, которые в свое время боролись против царизма.

Также будут другие участники из России. И то, что они к нам приезжают, уже достаточно мужественный поступок с их стороны. Я искренне надеюсь, что у нас не появится ярко выраженной русофобии на эту тему. Все же Украина это более зрелое общество.

Есть мнение, что культурные связи Украины с Россией достаточно сильные. Возможно, именно культура призвана наладить коммуникацию между странами. Как вы считаете?

Я так не считаю, потому что сегодня очень сложно наладить коммуникацию с существующим режимом России. Наши действия выстроены на принципиально противоположных ценностях.

И все же нужно понимать, что Россия это не только существующий в ней режим, но и люди, многие из которых действительно страдают и не видят своих перспектив в этой стране. В особенно сложной ситуации и растерянности находятся российские культурные деятели. Украина в этом плане может выступить своеобразным «приютом» для отвергнутых режиссеров, журналистов, актеров, которые смогут увидеть в нашей стране новую родину. И это будет действительно самый созидательный шаг с нашей стороны на пути к победе.

В этом году главным месседжем фестиваля ГогольFest стала фраза «Дегустируй завтра уже сегодня». Почему выбрали именно такой «лозунг»?

Так получается, что в Украине никто не говорит о завтрашнем дне. А разговоры о реформах становятся все более абстрактными. К тому же, один из последних соцопросов показал, что практически 60% украинцев не хотят принимать участие ни в каких реформах. Вот это и есть тот момент проявления инфантильного внутреннего рабства, которое говорит, что это не твоя история. Но ведь наивно полагать, что кто-то построит за тебя твою же личную жизнь. Поэтому во время фестиваля мы предлагаем нашим гостям прикоснуться и продегустировать свой завтрашний день, который, по моему мнению, формируется именно через культурную жизнь города и страны.

А как современное искусство поможет продегустировать это самое завтра уже сегодня?

Современное искусство может предложить в принципе что-то новое. Когда человек приходит на такое культурное мероприятие, как ГогольFest, он сталкивается с чем-то непривычным, что требует умственного и душевного труда, чтобы быть готовым к какому-то приключению. Именно это приключение и открытие чего-то нового позволит человеку разомкнуть свою внутреннюю капсулу, в которой многие из нас сейчас живут. Ведь вы посмотрите: сейчас мы находимся в тотально катастрофическом сознании, которое в большей мере нам навязывает СМИ. Нам ежедневно говорят, что все плохо и будет еще хуже. И жить в такой обстановке уже невыносимо. Поэтому многие замыкаются в себе и находятся в полудепрессивном состоянии. Но тратить свою жизнь на такое - безумие. Современное искусство – это тот проводник, который показывает нам, что мир намного более интересен и вариативен, чем мы привыкли думать. И если ты позволишь своему сознанию отправиться в новое путешествие, это будет стимулировать тебя уже сегодня ЖИТЬ и двигаться дальше.

Можно ли сказать, что ГогольFest 2015 поможет разрядить обстановку
и расслабиться людям?

Я бы сказал, что определенная миссия фестиваля – дать направление и зарядить людей двигаться дальше, а не копаться во вчерашнем дне. Нужно думать и создавать свой светлый завтрашний день уже сегодня, а не просто мечтать об этом.

1/5
2/5
3/5
4/5
5/5

Как будет раскрыта тема искусства любви и мира?

Также будут представления «Искусство любви» и «Искусство мира». Они будут нести в себе разные идеи, однако соединены размышлениями о том, что мир можно построить только с помощью любви. Безусловно, в каждой постановке будет много музыкальных подводок. К примеру, для постановки «Искусство мира» мы используем музыкальные произведения Арнольда Шёнберга и Франца Шуберта. Также мы задействуем Национальный камерный ансамбль «Киевские солисты» под руководством дирижера Дмитрия Яблонского.

В этом году вы «осваиваете» новую территорию – «Экспоцентр Украины» (бывший ВДНХ). Насколько интересна такая локация? Легко ли она вас принимает? Тем более что задействуете все 17 павильонов!

Да, в день открытия мы задействует сразу все 17 павильонов, а потом будем использовать 13. Но все равно это очень большая площадь. Бывший ВДНХ – это спроектированный под совсем другие цели комплекс. Поэтому чтобы там проводить концерты, театральные выступления и прочие арт-мероприятия, необходимо создавать специальную инфраструктуру. Но работать с этой территорией достаточно интересно. Я думаю, публика оценит наш выбор, так как даже большинство киевлян ни разу не были во всех павильонах Экспоцентра.

Бывшая ВДНХ в планах команды появилась вынужденно - после того,
как вам отказали провести фестиваль на киностудии Довженко, несмотря на договоренности с Минкультом.

Не столь оказали, сколько предложили такие условия, после которых мы поняли: лучше там ничего не проводить. Это называется «работа в тылу врага», когда все, от директора до охраны, банально не хотят, чтобы на территории их предприятия что-то проходило.

В этом году программа ГогольFest 2 обещает быть особенно насыщенной. Запланировано более 500 различных мероприятий. Что нового будет на фестивале?

У нас впервые появится фудкорт. Но это не будет обычный пункт приема еды – это настоящий гастро-арт. Ведь блюда и продукты тоже могут быть достаточно интересными и необычными.

На ГогольFest организовано два фудкорта с различной тематикой и проходить они будут на выходных. В первый викенд наш гастро-арт затронет тему искусства войны. Как говорил тот же Сунь-Цзы: «Искусство войны – это искусство обмана». К примеру, гости феста смогут отведать блюда, внешний вид и вкус которых будет отличаться. Это очень популярная методика приготовления продуктов в Китае. Второй викенд посвящен искусству любви. Здесь также есть, где разгуляться фантазии.

Чем на фестивале смогут занять себя дети?

У нас очень насыщенная детская программа. В этом году мы сделали большой акцент на этом. Все же культурная инвестиция в детей – самая правильная и перспективная, особенно на сегодняшний день.

Для детей выделили отдельный павильон. Работать он будет все 11 дней фестиваля. Здесь и хореография, и театр, и драматургия для деток, визуальное искусство и еще много всего. Все это поможет родителям определить, к чему склонен их ребенок.

На что еще советуете обратить внимание?

В этом году будет хорошая хореографическая программа. К нам приедет израильский танцовщик и хореограф Эрез Зоар специально для того, чтобы поставить у нас хореографический спектакль «Богиня играет в кости». Это просто бомба!

Свою работу покажет Фонд известного украинского танцовщика Дениса Матвиенко. Премьера балета Stabat Mater состоялась в Украине летом. Однако на Гогольфесте Stabat Mater покажут в сопровождении оркестра и живого вокала. А ведущую партию исполнит звезда оперы «Кориолан» Марьяна Головко.

Школа журналистики – это тоже что-то новое для феста?

Мы понимаем, что необходимо налаживать определенную коммуникацию с обществом. А для этого нужны специалисты-коммуникаторы, которые помогут людям «дегустировать» современное искусство. Но, в свою очередь, этих коммуникаторов нужно обучить, как рассказывать публике о той же хореографии или, к примеру, визуальном искусстве на нормальном человеческом языке понятны словам, а не специфическими терминами.

В программе фестиваля встречается такое понятие как «новый цирк».
Что это и с чем его едят?

Это новый тренд развития циркового искусства в мире. О новом цирке в Украине пока что неизвестно, так как у нас этим вообще никто не занимается.

Что это такое? Когда вы приходите на обычное цирковое выступление, смотрите не на человека, а на его мастерство, функцию: на то, как он может стоять, сгибаться, летать и т.д. Но за всеми этими трюками вы не видите человека. Так вот новый цирк предполагает рассказ истории определенного артиста, в которую постепенно вплетается его мастерство. Один из примеров этого жанра – сказка про «сНежное шоу» Славы Полунина.

Те, кого заинтересовало это направление, могут прийти 21 сентября на вторую часть Гогольфеста.

1/5
2/5
3/5
4/5
5/5

С какими перфомансами выступят ваши «дети» -
Dakh Daughters и ДахаБраха?

Совсем недавно ДахаБраха вернулись из тура по Европе и улетели на месячный тур в Америку. У них больше 100 концертов в год по всему миру. Так что в этом году на фестивале их не будет, но в ноябре уже у нас, в Украине, они выступят с новой программой.

С чем выступят Dakh Daughters?

Это будет новый очень интересный проект – выступление «Как я была Алисой… Искусство любви». Премьера проекта состоится в начале лета во Франции. А на ГогольFest 2015 мы покажем дегустационный 50-минутный сет.

Идея такова, что каждая девушка, читая в детстве «Алису в стране чудес», наверняка представляла себя на месте главной героини. Шесть солисток Dakh Daughters поделятся со зрителями своими историями на тему того, как они осознали себя после прочтения этой сказки. Сейчас мы даже договариваемся с мультипликаторами о создании шести красочных мультфильмов, сделанных на основе рассказов девушек.

ГогольFest - это по всем меркам очень масштабный и трудозатраный фестиваль. Наверняка сложно организовать такое мероприятие.

Организация Гогольфеста – это независимая система со своими плюсами и минусами. В том смысле, что у нас нет финансовых ресурсов для содержания команды, поэтому все работают на волонтерских принципах. И с этим есть свои проблемы. Волонтерство, конечно, штука прекрасная, но в какой-то момент понимаешь, что уже давно пора выходить на более профессиональный уровень, у фестиваля такого масштаба должен быть свой офис, который бы занимался организацией ивента круглый год. Однако сейчас, к сожалению, на это ресурсов нет. В других цивилизованных странах бюджет подобных культурных мероприятий формируется из трех частей: государственной поддержки, спонсорства и продажи билетов. Как правило, каждый «участник» - это 30-40% бюджета. У нас же 2% обещает государство, 4% - деньги спонсоров, остальное – надежда на продажу билетов. На сегодняшний день мы понимаем, что наш фестиваль – это инвестиция не в художников, а в свое будущее.

Это уже 8-й ГогольFest. Могли бы сказать, что за этот период отношение украинцев к современной культуре как-то ощутимо изменилось
в положительную сторону?

Не уверен. Вот чем Варшава, Будапешт Берлин или другой европейский город принципиально отличается от Киева? В первую очередь, количеством и качеством культурных событий. У нас пока что люди до конца не осознают всей важности культурной составляющей своей жизни. Это ж не просто вопрос проведения досуга. Это формирование ТВОЕГО культурного и духовного контекста. То, как ты себя осознаешь, и кто ты есть.


Читай также

Курсы, вебинары, мастер-классы: можно ли за пару месяцев поменять профессию? Пять реальных историй

От мечты до реализации

Путь домой: Сергей Фурса и его первая книга

Интервью с писателем.

Как все работает в реальности: 21-летний моряк из Киева о штормах, пиратах и зарплатах

О работе моряка из первых уст.

Группа Brainstorm: "Киев прекрасен, когда в нем цветут каштаны"

О киевской публике, съемках фильма и Уэсе Андресоне.

Баттл месяца: веган и мясоед отвечают на вопросы друг друга

Кто выиграл – решайте сами.

«Наше общество еще нельзя назвать толерантным»: интервью с трансгендерной девушкой Анастасией Домани

Как живется трансгендерам в Украине и почему все именно так.

«Мне 29 лет и я никогда не пробовал алкоголь»: истории киевлян, навсегда выбравших трезвость

Каково это — вообще не пить алкогольные напитки.

Кто и зачем рисует муралы в Киеве: Sky Art Foundation

Разбираемся в стрит-арте.

Жизнь богемы: скульптор Владимир Тузинский о любви к Киеву и глиняной посуде

Его работы легко узнать: черепахи, совы, маски, индейцы доколумбовой Америки

Алекс Селихов: "Главное – эмоции, которые даришь людям"

Об особенностях профессии, о том, как меняются вкусы клиентов и что главное в работе ведущего мероприятия