Эротическая покорность одного кадра: интервью с фотографом Русланом Лобановым
Эротическая фотография в стиле ню. Просьба всем тем, у кого эта фраза вызвала обильное слюноотделение или нервный пуританских тик, не осквернять следующее интервью своим присутствием. Снимки известного украинского фотографа Руслана Лобанова не имеют ничего общего с пошлостью, навязчивой сексуальностью или порнографией. Его работы иначе как эротическим фотоискусством не назовешь. Для рождения очередной глубокой истории в одном кадре ему может понадобиться месяц, а постановка и сьемка одного фото занимает около 20 минут. И все для того, чтобы на свет появился фотошедевр, где молчаливая героиня одним только взглядом рассказывает историю всей своей жизни. О тонкой грани эротики и порнографии, о женской покорности и характере, о начале карьерного пути и планах на будущее и, конечно же, о фотографии в сегодняшнем интервью с Русланом Лобановым. |
Предстоящая выставка – это своеобразное подведение итогов за большой период времени работы. Ведь фотопроект Nudes in the city сам по себе долгоиграющий. ему уже 9 лет. Поэтому выставка для меня, словно рождение ребенка. К тому же, она еще и первая в Украине за последние 10 лет. На выставке будет порядка 40 работ - больших напечатанных фотографий размером 1х1 и 1,3х1 метра. |
Конечно, за столь длительное время само по себе отношение к проекту менялось. Изначально это были «зарисовки» в пределах постсоветского пространства Украины, затем география проекта расширялась, а вместе с этим менялось и определенное виденье работы. Я не могу сказать, что от предстоящей выставки следует ожидать какой-то документалистики. Это симбиоз: на одной фотографии будет важна её история, на другой – сюжет, на следующей – город... Nudes in the city – это, в первую очередь, история о женщине и городе. |
Фотографии в интернете это отлично, фотографии в моей книге, которая уже выходит из печати, еще лучше. Однако я считаю, что любой снимок нужно смотреть исключительно в напечатанном виде. Ведь согласитесь, вы получаете совершенно другой уникальный контакт с фотографией, когда она, словно живая, находится перед вами да еще и в достаточно большом формате. К тому же около половины снимков, которые будут представлены на выставке, нельзя встретить в интернете. |
Во-первых, для организации подобного мероприятия нужен какой-то повод. Сейчас он есть и более чем весомый – выход моей книги-альбома. Это целостный продукт и достойное подведение итога многолетней работы. Можно долгие годы быть творцом, сделать очень много снимков, но при этом все они так и останутся «винегретом» из фотографий. Еще один важный момент для проведения выставки – правильное стечение обстоятельств: есть результат работы, хорошее место, чтобы его представить, все в лучшем качестве и желаемом формате. |
Последняя проходила в Бельгии. Ее организатором выступила одна галерея, с которой я работаю. Выставка в Бельгии была чуть масштабнее, хоть на ней было представлено 28 снимков. Зато с точки зрения количества работ, Nudes in the city в Киеве будет интереснее. К тому же, это выставка в поддержку моей новой книги. |
В прошлом году вышел сборник моих работ. Это была лимитированная серия исключительно для коллекционеров, всего 50 копий. Книга Nudes in the city – уже большой тираж, более массовый продукт. Приобрести свой экземпляр можно будет во время одноименной выставки, которая стартует со 2 октября. |
Точно и сказать не могу. Все зависит от фотографии, над которой я работаю в конкретный момент. Иногда для своего проекта я подбираю конкретную локацию, которая может находиться не в Украине. Иногда я снимаю короткие истории без времени и места. Это фотографии без границ, их можно отснять в Киеве, Львове или любом другом городе. К примеру, последние снимки, которые я сделал на арт-заводе «Платформа» - это фотографии без времени и конкретного места. Я хотел, чтобы на выставке было несколько работ, которые свяжут место и сам повод мероприятия. |
Думаю, если рассматривать Западную Европу, то люди более приемлемо относятся к обнаженному телу. Там и арт-рынок, и культура посещения разнообразных выставок сложилась намного раньше, чем у нас. Если же брать интерес публики к обнаженной фотографии, то он высок как у них, так и нас. |
К сожалению, пока что в Украине как такового арт-рынка нет, есть только отдельные покупатели. Поэтому коммерческий успех приходит именно в Европе. |
Серьезно я занялся фотографией около 10 лет назад, если не говорить о первой камере еще в школьные годы. Начинал я с портретов. А уже потом стал делать снимки в стиле ню. По сути, обнаженное тело интересовало меня всегда. Дело в том, что работа моей старшей сестры связана с одеждой. Поэтому меня с ранних лет окружали ткани и разнообразные модные журналы, где я и увидел первые обнаженные фото. Конечно, это не была та «обнаженка», которую сейчас повсеместно можно встретить практически в любом глянце. Все было с цензурой, но все равно очень красиво. |
Это была самая обычная «мыльница», на которую я самостоятельно поднакопил денег. Затем тётя отдала мне фотоаппарат «Зенит». Примерно в то же время родители увидели, что фотография меня действительно интересует, и они подарили первый фотоувеличитель. Это было самое начало 90-х. В студенческие годы я занимался в фотокружке, где нас обучали проявке, печати и другим техническим моментам работы с фотографией. Но все равно этот период был интересен и важен. Ведь именно тогда я получил первые уроки терпения и понимание того, что исключительно виденья и хорошего вкуса не достаточно, чтобы стать профессиональным фотографом. Будучи студентом, я также два года провел в театральном кружке, где пришло понимание того, что две минуты на сцене – это полгода работы и длительной подготовки. Но и этот период был очень важен. Сейчас я преимущественно работаю с постановочной фотографией. Для одного снимка продумываю и создаю целую историю. |
Сам процесс сьёмок это 15-20 минут. А подготовка может занять и месяц. |
После института я работа в рекламе, увлекаясь в свободное время фотографией. Интересно, что именно рекламный бизнес дал мне понимание того, что мое увлечение должно быть продуктом, а не просто «тратой» выходных. |
Решение пришло довольно просто. Меня перевели на ступеньку выше, забрав вместе с этим один выходной. А вместе с выходным забрали и возможность совершать какие-то минипоездки, во время которых я мог фотографировать. Поэтому нужно было выбирать. Приблизительно в это же время я завершил работу над первым фотопроектом. Это был коммерческий заказ на календарь, за который мне заплатили авансом. В общем, решение уйти с работы не заставило себя ждать. Я ушел в отпуск на две недели и пока работал над календарем понял – это именно то, чем я хочу заниматься. Затем уволился с работы и ушел на «вольные хлеба». Так и начался Руслан Лобанов :) |
Я практически все свободное время тратил на творчество. И со временем удалось сделать так, чтобы то, что я делаю, и стало моей основной работой. |
Никакой гарантии того, что это будет прибыльно, нет. Это не хлеб или колбаса, а интеллектуальный продукт. Поэтому точной гарантии и определенной механики не существует. Зато есть некоторые пункты, на которые следует обратить особое внимание. Нужно выработать свой фирменный стиль и направление, в котором работаешь. Также, думаю, более правильно не снимать ту работу, которая совсем не стыкуется с твоим стилем. Если вы вложили много средств в создание своего имени, то было бы неправильно прогибаться под пожелания клиента. Очень многих хороших авторов это погубило. |
Чаще либо в рамках рекламных кампаний, либо это имиджевые серии, где важна идея и сюжет, а не просто картинка. Потому что для просто картинки есть масса других фотографов. Меня же интересует цельная история. |
На рынке это приблизительно 1,500 евро за печать. Однако все зависит о того, какая это копия. |
На самом деле мне интересна как черно-белая, так и цветная фотография. Например, к концу этого года выйдет цветной календарь на 2016 год. Более того, я планирую выпустить еще одну книгу, которая будет в цвете. |
Если вы не особо концентрируетесь на герое и для вас важна в первую очередь декорация, то найти модель проблем не составит. Здесь решающую роль играют внешние данные. Для меня очень важен сам персонаж, который кроме внешности должен иметь свой особенный характер. А это уже как сьемки фильма, когда актера на главную роль можно искать год. Более того, настроение и желание самой модели также должны совпадать с вашими ожиданиями. |
Действительно, мне больше симпатизируют темноволосые модели. Возможно, просто чаще встречаются именно брюнетки и шатенки с тонкой аристократической внешностью. |
Все зависит от того, с какой историей автор подходит к съёмке. Именно поэтому я в первую очередь ищу лица, а не тело. Гораздо интереснее, когда у вас в кадре настоящая актриса с характером, от одного взгляда которой все рождаются или умирают. При этом наблюдать за моделью с идеальным телом, но лицом куклы, как-то совсем не интересно. |
Думаю, что даже покорная в кадре женщина все равно смотрится с достоинством. На моих снимках нет ни одной женщины, которая была бы бесхарактерной. Даже если она говорит «Да» - это уже характер. Ведь она так говорит, потому что именно она так решила. |
Это новая цветная книга «Не та дверь» (The wrong door). Предисловие к альбому написал польский писатель Януш Леон Вишневский (ред. – автор популярного романа «Одиночество в сети»). У него оказался очень интересный авторский взгляд на альбом. Также работаю над цветным календарем 2016 года. Он будет называться «Не черно-белое кино» (Not black and white cinema). В октябре будем снимать видеоролик к выходу этого календаря. |
Если у человека есть возможность пойти и послушать вживую концерт, нужно идти. Если есть возможность послушать поэта, нужно идти. И если есть возможность посмотреть напечатанные фотографии в большом формате, то ею нужно воспользоваться. Это намного интереснее, чем рассматривать фотографии в интернете. Фотографию только так и нужно смотреть. |
Читай также
Курсы, вебинары, мастер-классы: можно ли за пару месяцев поменять профессию? Пять реальных историй
От мечты до реализации
Как все работает в реальности: 21-летний моряк из Киева о штормах, пиратах и зарплатах
О работе моряка из первых уст.
Группа Brainstorm: "Киев прекрасен, когда в нем цветут каштаны"
О киевской публике, съемках фильма и Уэсе Андресоне.
«Наше общество еще нельзя назвать толерантным»: интервью с трансгендерной девушкой Анастасией Домани
Как живется трансгендерам в Украине и почему все именно так.
«Мне 29 лет и я никогда не пробовал алкоголь»: истории киевлян, навсегда выбравших трезвость
Каково это — вообще не пить алкогольные напитки.
Жизнь богемы: скульптор Владимир Тузинский о любви к Киеву и глиняной посуде
Его работы легко узнать: черепахи, совы, маски, индейцы доколумбовой Америки
Алекс Селихов: "Главное – эмоции, которые даришь людям"
Об особенностях профессии, о том, как меняются вкусы клиентов и что главное в работе ведущего мероприятия