Где в Украине можно увидеть копии мировых достопримечательностей

Gloss 28 февраля 2017, 12:00  760

На улицах украинских городов можно встретить копии мировых достопримечательностей. Издание "Сегодня" отыскала архитектурных близнецов и узнала истории их появления. Пожалуй, самой популярной является Эйфелева башня. Реплики парижской достопримечательности можно встретить в Киеве, Харькове, Одессе, Днепре и даже в пгт Ольшанское Николаевской области.

Львов. Сидящую фигуру с факелом создали для банкиров

Львов. Сидящую фигуру с факелом создали для банкиров

Секретарь харьковской топонимической комиссии Алексей Хорошковатый не скрывает: в городе много современных проектов, которые полностью либо частично существуют в других городах и странах. "Так происходит во всем мире, индустрия проектирования завязана на известных, устоявшихся проектах", — говорит Хорошковатый. Одесситы же заимствованные решения поясняют просто: многонациональный город строили зодчие из разных стран. "Так, главный вход в оперный театр напоминает парижскую Триумфальную арку, а отдельные элементы здания филармонии — Дворец дожей в Венеции", — говорит историк Татьяна Сазонова.

 

МОСТ: КАК "ЛЕБЕДЬ" РОТТЕРДАМА

Новый подвесной мост через реку Харьков, расположенный в районе сквера "Стрелка", появился около шести лет назад. Но жители сухопутного города, не избалованные обилием мостов, сразу же полюбили новую конструкцию, и очень быстро Мариинский мост стал одной из местных достопримечательностей. А влюбленные по давней традиции крепят на перилах сооружения замочки, выбрасывая ключи в воду.

Оказалось, что у харьковской переправы есть близнец. Наш мост уж сильно походит на роттердамский мост Эразма (Нидерланды), который открыли 20 лет назад и окрестили в народе "Лебедем". Благодаря изящной конструкции и асимметричным очертаниям пилона он стал не только местной достопримечательностью, но и символом города.

Голландский вариант, конечно же, превосходит наш габаритами. Его длина достигает 802 метров, а высота пилона — 139 метров. В южной части переправы есть даже разводной пролет — самый большой и тяжелый в Западной Европе. Голландский "Лебедь" выдерживает не только вес пешеходов, но и служит путепроводом для авто. А вот главное сходство — наличие пилонов, возвышающихся над горизонтальными частями мостов. Разница лишь в том, что пилон Эразма повернут в сторону противоположного берега, а Мариинского — выгнут в обратную сторону.

Мариинский мост. Место для прогулок и свадебных фотосессий

Мариинский мост. Место для прогулок и свадебных фотосессий

Мост Эразма. Голландский "Лебедь" с разводным пролетом

Мост Эразма. Голландский "Лебедь" с разводным пролетом

 

 

 

СТАТУЯ СВОБОДЫ: В СТОРОНЕ ОТ СУЕТЫ

Скульптуру на львовском музее этнографии туристы знают как сидящую статую Свободы. Как и нью-йоркская сестра, каменная женская фигура держит в руках факел, а голова ее увенчана лучами. Правда, нашу "даму" окружают двое мужчин, символизирующих промышленность и земледелие. Обе Свободы практически ровесницы: американскую создали в 1884-м, а нашу — в 1891-м. Примечательно, что оба скульптора, создавшие шедевры, по происхождению были итальянцами и скончались от туберкулеза.

"Думаю, визуальное сходство с заморской Свободой не случайно. Чтобы эффективно развивать бизнес, нужно получить свободу действий. Нью-йоркская статуя стала символом "американской мечты": ты можешь творить свое благосостояние благодаря условиям, созданным в США. Наша статуя вполне могла иметь похожий символизм: твори благосостояние благодаря сберкассе (фигуру создали для банка "Галицкая Сберегательная касса". — Авт.)", — рассказывает львовский историк-экскурсовод Игорь Осидач.

Интересно, львовская Свобода причастна к убийству: в 1982-м отвалившаяся каменная рука с факелом прибила женщину, которая шла по тротуару. Так, почти 15 лет фигура была безрукой, лишь в прошлом году ей вернули первозданный вид. "Наша Свобода особенная, она отдыхает, или работает сидя, будто желая другим не переутомляться и освободиться от житейской суеты", — добавляет Осидач.

Львов. Сидящую фигуру с факелом создали для банкиров

Львов. Сидящую фигуру с факелом создали для банкиров

Нью-Йорк. Свобода — символ демократии и "американской мечты"

Нью-Йорк. Свобода — символ демократии и "американской мечты"

 

 

БИГ-БЕН: И ЕГО МЛАДШИЙ БРАТ ЗА 30 МИЛЛИОНОВ ГРИВЕН

Один из корпусов Харьковского национального экономического университета им. Кузнеца украшает часовая башня, похожая на часть Вестминстерского дворца в Лондоне. В народе английскую Башню Елизаветы называют Биг-Беном. Чтобы в первой столице появился аналог всемирно известной достопримечательности, понадобилось около четырех лет строительных работ и 30 млн грн, которые нашли в закромах вуза. Конструкцию сделали в Луганске, а механизм часов — итальянский. Несмотря на то что размеры нашей башни несопоставимы с лондонским прототипом, она тоже впечатляет — циферблат в диаметре достигает трех метров, стрелки же — длиной с человеческий рост. Как заверили в университете: часы сами себя корректируют и не могут опаздывать либо спешить. Кроме того, с близнецом Биг-Бена синхронизировали все хронометры в ХНЭУ, поэтому пенять на отстающие часы студенты теперь не могут. Харьковский Биг-Бен окрестили Small Sam (Маленький Сэм), в честь лауреата Нобелевской премии Семена Кузнеца, имя которого носит вуз.

Small Sam в Харькове

Small Sam в Харькове

Башня Елизаветы в Лондоне

Башня Елизаветы в Лондоне

 

 

 

"МОЛОДОСТЬ" С ДАЧИ ЮВЕЛИРА

На Театральной площади у Одесского оперного театра красуется милый фонтанчик в виде троих детей, которые с возвышения наблюдают за лягушкой, которая "плюется" водой. Мало кто знает, что это точная копия французского фонтана "Молодость". Первоначальную скульптурную композицию еще в 1904-м создал француз Макс Блонд. Его изваяние так понравилось ценителям прекрасного и коллекционерам, что появилось много желающих купить фонтан. Чтобы угодить всем покупателям, Блонд создал несколько реплик скульптуры.

По предположениям одесских краеведов Евы Красновой и Анатолия Дроздовского, одну из копий фонтана приобрел ювелир Аким Биск и установил на своей даче на Французском бульваре. А когда после революции 1917-го Одессу начали украшать конфискованными у состоятельных людей скульптурами, "Молодость" перенесли с его дачи на Театральную площадь. Сегодня одну из первых версий фонтана Блонда можно увидеть в парке Дюссельдорфа (Германия). Там, несмотря на изящную ограду, фонтан постоянно страдал от посягательств вандалов, поэтому в 1985-м оригинал перенесли в музей, а мраморные скульптуры заменили бронзовыми изваяниями, которые легко отмыть, но трудно сломать. Другие известные "близнецы" фонтана поселились в Дижоне (Франция), Цюрихе (Швейцария) и Денвере (США).

Одесский фонтан. Украшал дачу ювелира, а потом — главную площадь

Одесский фонтан. Украшал дачу ювелира, а потом — главную площадь

Дюссельдорф. Оригинал спрятали от вандалов в городском музее

Дюссельдорф. Оригинал спрятали от вандалов в городском музее

 

 

 

ТЕАТР НА ПОДОЛЕ. КАК В АНГЛИИ

Киевляне уверяют, что мировые достопримечательности на улицах украинской столицы можно встретить лишь в виде садово-парковых скульптур. Однако нередко зодчие воплощают в зданиях решения, которые отлично приняли за границей. Так, отыскался "близнец" и оскандалившегося здания театра на Подоле.

Напомним, новое здание храма Мельпомены, которое возводят на Андреевском спуске, вызвало бурю негодования со стороны многих киевлян и общественных активистов. Его сравнивали с крематорием, ларьком, контейнером и складом, называли даже монстром. Проект, который разработали в архитектурном бюро "Дроздов и партнеры", стал поводом для насмешек и появления интернет-карикатур. 

При этом отыскался похожий проект в британском городе Шеффилд, который за границей приняли на ура. Промышленное кирпичное здание в викторианском стиле возвели в 2012-м. Английский прототип украинцам понравился гораздо больше, дескать, здание лучше вписывается в окружающую застройку, а столичный театр больше походит на неумелую реплику.

Однако как будет в итоге выглядеть театр на Андреевском, пока не известно: после волны протестов зодчие и чиновники обещали доработать проект, чтобы он более органично вписывался в архитектурную среду спуска.

Киев. Проект театра сравнивали с ларьком и крематорием

Киев. Проект театра сравнивали с ларьком и крематорием

Шеффилд. Здание в викторианском стиле пришлось по душе

Шеффилд. Здание в викторианском стиле пришлось по душе

 

 

КОЛОННА: ДУБЫ И ЛЕГЕНДЫ

В одесском парке им. Шевченко притаилась еще одна копия мировой достопримечательности — Александровская колонна. Внешне она походит на Александрийский столп в Санкт-Петербурге, который посвящен Александру І. Одесский монумент — это благодарность жителей Южной Пальмиры Александру II, который в конце ХХ века посетил город и основал парк у моря, посадив первое дерево. В благодарность одесситы насыпали посреди парка горку и установили на ней колонну по проекту архитектора Александра Бернардацци. С колонной связано несколько городских легенд. Одна из них гласит, что император посадил около пяти дубков, но как только он уехал, почти все деревца похитили, осталось лишь одно. И чтобы отвлечь внимание от такого безобразия, чиновники решили воздвигнуть колонну на видном месте. По другой легенде, подрядчики успели возвести постамент и заказать верхнюю часть монумента, а с колонной вышла заминка: то ли деньги закончились, то ли мастер погиб. Тогда еврейский помещик пожертвовал колонну, сняв ее с могилы любимой тещи.

Одесса. Колонна Александру II

Одесса. Колонна Александру II

Питер. Александрийский столп

Питер. Александрийский столп

 

 

ЛАОКОН. КОПИЯ ПРОВИДЦА ИЗ ТРОИ

Перед археологическим музеем в Одессе расположилась скульптурная композиция по мотивам мифа о Троянской войне "Лаокоон и его сыновья" — точная копия изваяния, которое находится в музее Ватикана. Скульптор запечатлел последние минуты жизни провидца и двух его сыновей. Когда троянцы радовались окончанию войны и наблюдали за едущим по полю деревянным конем, где затаились греки, именно Лаокоон метнул в подарок копье. В этот момент из-под щита статуи Афины, которая поддерживала эллинов, выполз огромный змей, который растерзал семью прорицателя.

Путешествуя за границей в конце XIX века, скульптуру увидел одесский градоначальник и меценат Григорий Маразли, который заказал себе копию из каррарского мрамора. "Он поставил скульптуру на даче у моря, где сейчас находится санаторий имени Чкалова. Кроме Лаокоона были львы, которые сейчас украшают город, мостик и другие скульптуры. Часть изваяний не сохранилась, а Лаокоон пережил и войну, и революцию", — рассказала "Сегодня" краевед Ева Дроздовская.

Одесса. Скульптура для Маразли

Одесса. Скульптура для Маразли

Ватикан. Хранится 510 лет

Ватикан. Хранится 510 лет

Комментарии