Вслух. Об умном кино, загранице и культуре в Украине с директором кинотеатра Кинопанорама Натальей Соболевой Вслух. Об умном кино, загранице и культуре в Украине с директором кинотеатра Кинопанорама Натальей Соболевой
Куда пойти

Вслух. Об умном кино, загранице и культуре в Украине с директором кинотеатра Кинопанорама Натальей Соболевой

Gloss 08 декабря, 2015, 14:00
 0
2
ы часто развлекаем тебя, читатель, рассказами о новых ресторанах, путешествиях за несколько долларов, правильности выбора алкоголя в зависимости от времени
4

суток, киевских событиях, которые по традиции называем "топовыми". Составляем рейтинги, гиды и рекомендации.
Делаем фоторепортажи, проводим конкурсы и стремимся наполнить страницы твоего браузера нужной информацией. Каждый месяц на Глосс.уа выходит порядка 40 авторских материалов, большинством из которых мы по-настоящему гордимся и каждый день стремимся делать их еще лучше и полезнее (здесь можно пустить слезу).

3
Сегодня мы начинаем новую рубрику "Вслух", в которой ты не найдешь советов и развлечений. Мы будем говорить о том, что пропустили или не заметили в карусели бесконечных концертов и открытий ресторанов. О чем молчит фейсбук, о чем сами редко задумывались или даже просто не знали. Героями нашей рубрики станут люди, которые сами пишут историю культурной жизни Киева: директора кинотеатров, галерей, художники, писатели и музыканты. Без нравоучений и советов - просто мысли вслух о том, что ты мог упустить в прошедшем месяце. С возможностью подумать и задуматься.
3
5

6
Давно у нас не было такой запары: ноябрь даже астрологически месяц упрямый и целеустремленный к победному концу года? и все активно пытаются заработать в оставшиеся полтора, чтобы потом столько же гулять и отходить. Вот и мы не отставали. Но в гряде любимых ежемесячных проектов проектов – Монологи вагины, Дикарь, Фейсбук - мы все ожидали одного – появления молодого человека по фамилии Виктор Мигалчан.

1

Сама по себе фамилия не волновала, она не звучала на всех перекрестках и нам о ней ни разу не поведали СМИ (которые, скорее, расскажут, кто и как полюбил далекую Дженифер Лопес, и когда она благополучно разродится от плода этой любви, нежели о наших собственных героях). Виктор позвонил в начале ноября и попросил показать фильм «Воины тени», который Украине заказало китайское правительство. Фильм про выдающегося украинца (как посчитали в Китае, в котором полтора млрд людей). Фильм про Чемпиона Украина и Мира по китайскому ушу. Про украинца, у которого «золота» больше, чем на Бирме. Про молодого парня, который не стонет, что ему чего-то не дают делать, он просто берет и делает. Меня с ним познакомил Богдан Юсипчук, которого тоже мало кто знает в Украине, тем не менее он своими силами вошел в финал престижного конкурса «Мистер мира-2014», показав силу, интеллект и красоту.




И вот он вошел в здание – скромный, спортивный, с потрясающе красивыми жестами рук. Девушки хлопнулись в обморок, мужчины исподтишка пытались рассмотреть. Я, затаив дыхание, в раздумьях – как вести беседу. Через минуту я окунаюсь в море обаяния, образованности, простоты.


За последнюю неделю мне повезло уже второй раз. Первый, за несколько дней до того, когда к нам ворвался Саша Шапиро. В последний год он не был в Киеве, работая за рубежом. И вот недавно утром поднялся ветер. Я поняла, что в городе что-то случилось. Так чувствовали себя дети перед появление Мэри Поппинс – сначала звучала музыка, потом врывался вихрь и с ним появлялась Она. Саша вбежал (он передвигается только так и не иначе) и начал рассказывать о новом фильме, о том, что хочет подснять кое-что в Кинопанораме и еще хочет провести тут, в фойе, несколько мастер-классов (поделиться своими знаниями).




У нас в фойе чего только не происходит, но Шапиро – это конечно, Да, Да, Да. На встречу с ним пришло множество людей. А у нас – играет уличный музыкант Кирилл Костюковский, а у него - своя толпа поклонников, а тут еще зрители идут на «Юность». И куда всех разместить. Но кинотеатр мудрый и мистический. Он, если нужно, начинает трансформироваться, растягиваться, преображаться. И вот уже и любимый режиссер, и музыкант, и все – на своих местах.
Удивительно, кстати, что на Юность идет так много людей…Фильм сложный,
требующий подготовки, а идут не маргиналы, которые любят погрызть ногти и в полупустом зале громко поразгадывать друг другу ребусы талантливого режиссера. Это самые настоящие зрители, которые еще вчера смотрели последнего Бонда. Конечно, будем откровенны, не все выдерживали напор режиссерской мысли Паоло Соррентино и не понимали, каким ветром надуло некоторых персонажей и где вообще сюжет. Некоторые выходили и ругались, зачем такое нужно показывать и что правительство таки довело страну…


Ну это нам как раз привычно. Всем не угодишь. Показываешь умный фильм, говорят – ну это сильно умный фильм. Показываешь не очень умный фильм, вдруг появляется зритель с двумя кинообразованиями и говорит – ну до чего же неумный фильм. Но люди всегда жалуются и «ну что это за жизнь такая» – их любимое выражение. Даже если никто не трогает, они сами найдут, кто тронет, и будут жаловаться и возмущаться. Тепло, значит жарко. Прохладно, значит холодно. Речка мокрая, дно каменистое и вообще нет в жизни счастья. Эту фразу я слышала много-много раз и часто за ней тут же следовала другая – а вот у них… В совке мы не знали – как там у них, и тем эротичнее были фантазии. Но когда украинцы вырвались в мир и наконец увидели его, то начали сравнивать. И сравнение было не в нашу пользу. Поэтому за последние 20 лет из страны уехали почти 100 000 человек.




Многим кажется, что там есть всё. И хотя объявление "КТО ХОЧЕТ НА ХАЛЯВУ ПОПАСТЬ В США И ХОРОШО ТАМ ЖИТЬ НА ПОСОБИИ, НЕ РАБОТАЯ" нигде не висит, все думают, что так оно и есть. 26 ноября у нас прошла премьера фильма Американская мечта. Журналист hromadske.tv Владимир Мула объехал всю Америку в попытке понять, собирают ли там доллары на земле и носят ли пчелы мед непосредственно на стол. В процессе общения с разными людьми он приходит к мысли, что жизнь там идет не за счет подаяний или дотаций, а за свой счет, только по другим законам и правилам, которые нужно четко выучить. И главное, там тоже, оказывается, нужно работать. Но при этом ты можешь заработать.
Я задумалась. Если много работать, то и здесь можно заработать. У меня соседка делает обеды и развозит в 3 компании, работает 4 часа в день,
жалуется, что денег мало. На мое предложение подогнать ей еще 4 компании, говорит, что будет тяжело, тогда нужно целый день работать. И рвется на Запад. Хотя в Украине она больше тратит на украшения, шмотки и море еды, чем какая-нибудь американская бизнес-леди. Мозги перестраиваются долго и трудно. Сложно увидеть со стороны, сколько ненужных вещей ты покупаешь, сколько воды льешь, сколько выбрасываешь приготовленного. Мы не привыкли к вещам, которые кажутся простыми в Европе. В конечном счете, мы не представляем четко – чего же мы хотим и чего же мы хотим на самом деле. Картинки западной жизни затмевают суть. А реальность одинакова везде.


Жил один мужик в Раю. И цвели там сады райские и пели птицы райские. И подвернулась ему как-то турпутёвка в Ад. И поехал он в тур и повстречался там со своими приятелями, и загудели они по-черному во всех возможных злачных местах. Вернувшись домой, пошел мужик к Господу и сказал: - Отпусти меня, Господь, в Ад на ПМЖ. Апостолы сбежались, стали отговаривать, мол как можно Рай на Ад променять?! Но упёрся мужик, и отпустили его. Приезжает он в Ад и видит: кругом выжженная пустыня, стоит котельная, а в ней черти его друзей на сковородах жарят. Упал мужик на колени: - Господи, ведь в первый приезд всё было не так!? А Господь и отвечает ему с небес: "А ты не путай туризм с эмиграцией!"\


1

Нас всех манит слово Голливуд. А Вадим Перельман назвал его фабрикой поломанных грез. Когда он приезжал в Киев, кто-то попросил взять у него интервью в Кинопанораме. После этого мне повезло перекинуться парой слов. Вадим сказал, что удивляется нашим студентам и вообще киношникам, которые жалуются, жалуются, жалуются. Прежде, чем получил нормальную работу, он посещал по 40 кастингов в неделю. Мои же друзья-артисты, если на один за месяц пойдут – уже хорошо. А этот вот когнитивный диссонанс многих, вот это глубокое и мощное «наше» и мелкое и коммерческое «ихнее». Взрослые люди часто мыслят очень инфантильно, делая что-то или кого-то виноватыми в своих промахах. Вот оскароносный режиссер Вадим Перельман никого не делает виноватым и будучи богатым человеком, все же не допускает перерывов, между фильмами снимая рекламу, например (так, он снял Рошен как-то).




Взрослость – это когда ты, совершая поступок, отвечаешь за него. А не винишь себя. Давно уже пересекать любые границы не является уголовно наказываемым деянием или предательством родины, как это случилось с Тарковским, Кончаловским или Барышниковым. Люди свободно перемещаются по миру и решают, где им удобнее жить и работать. И казнить за это не стоит ни себя, ни другого. Другое дело, что нужно осознавать, чего же ты хочешь. То, что мы все периодически хотим перемен, мечтая выйти из своей замкнутой системы круга обязанностей, от которых иногда хочется выть – это второй вопрос. И по статистике, даже в самых благополучных странах мира четверть населения на вопрос, хотели ли бы вы покинуть свою страну, отвечают утвердительно. Людям всегда хочется перемены мест, им всегда кажется, что где-то лучше, чем здесь, кого-то влечёт тёплый климат, кого-то любовь к определённому типу мужчин, кого-то налоговая составляющая (я не про Депардье, потому что в западном мире это одна из самых частых причин смены гражданства), и так далее. Это нормально.




Мир открыт. Перельман работает в Голливуде, в Украине, в России, живет в Праге, которую обожает, сам гражданин Канады.
Если чувствуешь, что готов, не стоит трагически воспринимать сей момент. Чарли Чаплин в 1917 году, когда брали штурмом Зимний дворец, снял прекрасную короткометражку о своем Бродяге, который переплывает океан, чтобы увидеть «свободный мир», а там его встречают пинками и тумаками.
Нужно понять, будешь ли ты чужой в чужой стране или станешь своим, готов ли ты работать и жить, не заморачиваясь при этом эмигрантскими страданиями. Хотя смешит тот факт, что люди учат несколько языков, прекрасно сдают экзамены, получают водительские права и уезжают – работать
водителями, хотя быть водителями такого класса, со знанием двух языков они могли бы и тут. Все больше понимания, что убегая из страны, ты прежде всего хочешь убежать от себя. От себя не убежишь. И осознание себя и своей личности не зовет тебя в далекие страны на ПМЖ.
Как ответил Виктор Мигалчан на мой вопрос: Покинуть Украину? Это равноценно тому, что бросить родителей. Я планирую развиваться далее и мои планы не ограничены физическими границами Украины. Где есть возможность развития, я еду туда. Я спокойно перемещаюсь по Европе, Америке, Азии. Везде чувствую себя как дома.. Но дома я только тут.


0


Ноябрь был переполнен днями молодежи, международным днем детей, днем студента. А
Киев в ноябре весь в ситиках Театра Теней. Тень - место, заслоненное чем-то от солнца, неясное, трудноразличимое очертание чего-то. Верю, что выходит на сцену первое поколение людей, которые не знают, что такое совок, и они ничего не будут бояться…
Как сказал буквально позавчера Саша Шапиро, эмиграция для меня в первую очередь тяжеловесный штамп прошлой эпохи, сейчас этот термин лишен содержания, есть просто выбор территориальных стратегий.
Еще в США был День благодарения: Обама в очередной раз помиловал индюшек и вышел на улицы кормить бедных. А у нас после премьеры было бурное обсуждение и оказалось, что в зале не было ни одного человека, который бы не думал о жизни ТАМ. Но мы заставили задуматься, есть ли все-таки смысл уезжать в неизвестность и вообще, может быть, есть смысл остаться, работать и верить, что когда-нибудь и нас ожидает зрелище нашего украинского Президента, помогающего бедным…
7