Цифровой этикет: что не так с людьми, которые шлют голосовые сообщения
У вас есть знакомые, которые постоянно опаздывают, обещают перезвонить и не звонят, нарушают личные границы, поступают только так, как им удобно, не обращая внимания на окружающих? Конечно есть. Скорее всего, эти же люди точно так же будут вести себя и в интернете: не отвечать на сообщения, слать голосовые, или неуместные гифки к праздникам по любому поводу.
Не забудьте подписаться на канал Gloss.ua в Telegram
Мы провели опрос, чтобы узнать, что больше всего раздражает людей в цифровом общении, а психологи объяснили, почему люди, которые нас бесят, ведут себя именно так, а не иначе. Ну, и конечно, что делать, если цифровой хам - это вы.
Читайте также:
Объясняют дизайнер и психолог: что не так с людьми, которые выбирают стиль "пшонка-стайл" в интерьере
Диджитал-аскетизм и навязчивость – это моветон: как вести себя в соцсетях в 2021
По полочкам: как устроена соцсеть Clubhouse и почему она может затмить TikTok и Instagram
Гифки на праздники и голосовые сообщения: что раздражает людей во время общения в сети
Мы пообщались с активными пользователями мессенджеров, работа которых связана с постоянным общением в интернете, и выделили самые популярные поводы для раздражения.
Михаил Воличенко, кулинар:
«Раздражает фамильярность, обращение без имени и «привет» от незнакомых людей. А еще капслок без всякой надобности и куча восклицательных знаков. Слово "ясно", когда перед этим задали кучу вопросов и ответ должен был быть развернутым».
Геннадий Волков, журналист:
"В мессенджерах меня неприятно удивляют люди - вроде бы взрослые и серьёзные - которые рассылают всякий спам, как я это называю, "не приходя в сознание". Бывает так: добавил в Вотсапп человека, занимающего высокую должность на крупном предприятии. И тут же от него по несколько раз в день начинают приходить какие-то открыточки, картинки с иконами и богоугодными пожеланиями. В итоге он так достал меня своим спамом, что я его просто заблокировал. Надо будет - наберу его, или он меня, по телефону. Традиционно напрягают сложносочинённые предложения, разделённые на десяток сообщений. Ну сформулируй свою мысль, напиши и нажми "отправить". Зачем мне эти судорожные сообщения по 2-3 слова? Напрягают голосовые сообщения. Оправданием для них могут быть только сломанные пальцы. Во всех остальных случаях - напиши или, если "многобукаф" - позвони."
Ярина Геращенко, преподаватель: «Бесят голосовые сообщения и то, когда тебе звонят через мессенджер малознакомые люди».
Алена Дорошенко, журналист:
«Раздражает, если собеседник во время диалога пропадает на довольно продолжительное время или начинает переходить на КАПСЛОК для выражения эмоций».
Станислав Пичурин, специалист в сфере легализации иностранцев:
«Раздражает несвоевременность ответа и слишком долгий отклик. Также напрягает согласование с руководством рабочих моментов в нерабочее время».
Виктория Белая, тележурналист:
«Раздражают голосовые сообщения, так как их практически всегда неудобно слушать и вообще, если я общаюсь в мессенджере, то рассчитываю получить письменный ответ. Бесит куча неуместных смайлов, которые вставляют где нужно, и где ненужно».
Дарья Немирич, СММ-специалист:
«Меня бесит, когда тебе присылают сообщение, ты отвечаешь за полсекунды, а человек уже не отвечает. Раздражает и то, что собеседник может отправлять по одному слову, а не целое предложение. Еще терпеть не могу сокращения по типу СПС, пжс, лан, ща. Неужели времени нет написать чуть больше букв?»
Екатерина Рождественская, журналист:
"Мне не нравится, когда человек против аудиосообщений. Например, надо рассказать о чем-то объемно, а писать неудобно. Ты записываешь аудио и начинается: "У тебя руки отсохли? Я не буду это слушать. Напиши мне сообщение руками". И прочее в этом духе"
Катя Клочко, фотокорреспондент:
"Больше всего бесят голосовые сообщения, потому что часто бывает так, что под рукой нет наушников или не удобно их надеть в данный момент (например, когда едешь в транспорте стоя (до карантина), а наушники далеко в рюкзаке). А слушать их без наушников тоже не удобно, потому что рядом часто много людей. Большинство тех, с кем я общаюсь, знают что не люблю голосовые и не шлют мне их. А если кто-то присылает, то это жутко бесит".
Наталия Волкова, преподаватель танцев:
"Раздражает приветствие без сообщения. Странная пунктуация: многоточия вместо точек (сразу появляется какое-то двойное дно, как будто с намеком на что-то) и изобилие восклицательных знаков. Ссылки без пояснений, неуместные картинки и видео,которые присылают в период праздников».
Рейчел Фомина, журналист:
«Необоснованные сокращения: «СПС»-спасибо или «ДД» - добрый день."
Анастасия Дяченко-Рослик, редактор:
"Меня вообще не раздражает, когда без приветствия. И сообщения в любое время суток. Особенно, если общение ежедневное и плотное.
Не люблю сообщения по одному слову, неуместные запятые, изобилие сленга и всяких спс, крч. Маты. Когда спрашивают «как дела» не особо близкие люди".
Дмитрий Золоторевский, активный пользователь соцсетей:
«Бесит, когда на сайте вводишь все необходимые данные, а тебе потом перезванивают чтобы все «уточнить». Бесит, когда просишь телефон сантехника, а тебе присылают скриншот экрана. Что дальше с ним делать-то? Запоминать? Граммар-наци еще бесят, которые считают, что в интернет люди ходят писать классические произведения в трех томах, расставлять знаки препинания и изыскивать приветствия под каждую ситуацию. Общение должно быть живым и лаконичным».
Так кто же эти люди, которые нас так раздражают и почему они себя так ведут: рассказывают психологи
Алевтина Волынец, практикующий процессуально ориентированный психолог, гештальт-терапевт.
"Чаще всего нарушают правила токсичные, социально отвергнутые люди"
В интернете, как и в жизни, есть люди - хамы, которые делают то, что хочется, и как им удобно. Для них не важно, что существуют правила общения, их не особо заботит, что чувствуют другие люди, и они, скорее всего, если это не подростки, в курсе своей токсичности. Такие люди часто социально отвергнуты.
Люди в сети и в офлайне ведут себя некорректно еще и потому, что у них искажено восприятие. Это из разряда: «Вам нравиться Шостакович? Нет, не нравиться, хотя я его не слышал, но мне Рабинович напел». То, что мы пишем может восприниматься людьми по-разному. Нужно понимать, что ваш собеседник в сети может придавать написанным фразам иной от вашего смысл и мы никогда не сможем проконтролировать внутренний голос, который озвучивает оппоненту то, что вы написали.
Чаще всего ведут себя вызывающе и люди с болезненным чувством собственного достоинства. Если вы думаете, что ваше мнение должно статься нетронутым и быть принято как истина в последней инстанции, то вам лучше вообще не затевать споры в сети. Мы должны понимать, что каждый человек индивидуален, а навязывание своего видения способно вызвать стойкое отторжение.
Для осознанной жизни взрослого важны многие навыки рефлексии, осознанности, многофакторный анализ, осознание полной картины происходящего и возможность брать ответственность за то, что вы видите ситуацию именно так. А это уже результат большой внутренней работы над собой.
Как вести себя с теми, кто нарушает этикет, личные границы, и правила, и что делать, если цифровой хам - это вы
Павел Бублик, практический психолог, гештальт-терапевт:
"В сети у человека может появиться иллюзия анонимности и поэтому он иногда позволяет себе намного больше, чем в реальной жизни"
"Цифровой этикет" ещё в стадии формирования, и далеко не для всех его принципы очевидны. В современном мире любые нормы и правила очень подвижны и многообразны. Апеллировать к каким-то "общепринятым" правилам становится все сложнее. "Сколько людей, столько правил". Хотя при этом, конечно, у каждого из нас есть желание, чтобы собеседник был с нами доброжелателен или, как минимум, корректен.
Лучше сразу оговаривать, что для вас неприемлемо при общении. И затем неукоснительно следовать собственным же принципам. Это может касаться и общения на вы/ты, и уместности претензий или требований, и уж тем более ненормативной лексики или прямых оскорблений. Чтобы ваш визави по общению больше знал про ваши ожидания. Как минимум, это позволит избежать конфликтов из-за недопонимания или прервать развитие нежелательной ситуации на более ранней ее стадии.
Так в чем же причина того, что агрессия так легко проявляются именно в виртуальном общении?
Во-первых, это накопленные агрессивные импульсы. В реальной жизни нам часто приходится сдерживать негативные эмоции, мы не умеем подобрать им форму выражения, которая была бы конструктивной. И тогда напряжение, накопленное в бессознательном человека, прорывается при общении виртуальном. Где, как нам кажется, последствия агрессии менее значимы и не столь деструктивны.
Во-вторых, это отсутствие эмпатии, которая более выражено и быстро формируется при личном контакте. Когда партнёры по общению вне физического присутствия, уровень сочувствия ниже и вообще эмоциональная составляющая контакта слабее. Появляется впечатление если не вседозволенности, то, как минимум, большей свободы действий.
В-четвертых, это иллюзия анонимности в сочетании с идеей свободы от этической и юридической ответственности. Общаясь под прикрытием социального профиля или виртуального псевдонима, человек может почувствовать себя неуязвимым. Хотя в действительности мир намного более тесен, чем может сложиться впечатление. И казалось бы, что, как не интернет, этому доказательство...
Тренируйте свою эмоциональную стабильность. И тут практический психолог вам в помощь!
Будьте сдержаны и пишите грамотно: советы по цифровому этикету
В общем, если вы не хотите раздражать своих собеседников и прослыть в кругу интернет-сообщества невеждой или хамом, прислушайтесь к советам и постарайтесь ежедневно применять их на практике.
- Цените время своих собеседников, всегда будьте вежливы и лаконичны. Выражайте свои мысли четко и ясно, а сообщения отправляйте лишь с целостным текстом. Избавьтесь от привычки отправлять каждое слово по отдельности. Это раздражает и может негативно сказаться на дальнейшем общении с человеком.
- Не заставляйте человека ждать и всегда отвечайте на сообщения вовремя. Если вам пришлось отлучиться и ответить пришлось значительно позже - извинитесь.
- Если вы общаетесь по рабочим моментам, то не забудьте поприветствовать человека и представиться ему полностью. Затем коротко сформулируйте свою мысль и при необходимости прикрепите ссылку на видео или фото. Воздержитесь от аудиосообщений и записывайте их лишь в крайнем случае.
- Всегда пишите максимально грамотно, не злоупотребляйте восклицательными знаками, заглавными буквами, кавычками, скобочками и другими способами привлечь внимание. Это является раздражающим фактором. Также откажитесь от неуместных сокращений и чрезмерного употребления смайликов.
- Поздравление к празднику рекомендуется написать собственноручно. Даже пара строк будет для человека приятнее, нежели картинка из интернета. Никогда не шлите поздравления незнакомым или малознакомым людям.
- Не используйте ненормативную лексику и не переходите на личности. Сохраняйте лицо в любой ситуации и будьте тактичны.
Теги: цифровой этикет , мессенджер , интернет , соцсети