Чей снег, тот и чистит: как справляются со снегопадами европейские столицы
В этом году наблюдаются рекордные метели по всей Европе. Засыпало снегом и Киев. Коммунальщики уверенно отчитываются, сколько снегоуборочных машин выехало на дороги, признают, что не справляются и традиционно винят превышение нормы осадков, припаркованные машины, недостаток техники. И, как свидетельствуют картинки из выпусков новостей других стран, идеального способа борьбы с заносами еще не придумали, но методы уборки снега в европейских столицах разные. "Gloss" нашел основные отличия.
Читайте также:
Любителям фантастики: 5 самых ожидаемых книжных новинок февраля✎
Любовь без границ: 7 ЛГБТ-фильмов, которые стоит посмотреть
20 сучасних українських письменників, яких варто прочитати
Берлин: за половину снега ответственны жители
892 кв. км, 3,5 млн жителей, 540 единиц техники
Немецкая столица почти равна Киеву по площади и по количеству населения (площадь украинской столицы 839 кв. км, 3 млн жителей, 359 единиц техники), но климат мягче, и снежные завалы случаются очень редко. Здесь существует четкое разделение, чей снег: муниципальные власти убирают исключительно дороги и тротуары, где нет жилых домов. Приоритеты расставлены так: в первую очередь расчищают центр, магистрали, дороги с линейным общественным транспортом, развязки. Следом школы, остановки, пешеходные дорожки для студентов, маршруты для грузовиков, другие общественные объекты. Только потом переходят к второстепенным улицам.
Не забудьте подписаться на канал Gloss.ua в Telegram
Придомовую территорию обязаны расчистить сами жители, обычно это указано в договоре аренды. Причем сделать это надо до 7 утра в рабочие дни, до 9 – в выходные, а чистая полоса для прохода должна быть 1-1,5 м. В придомовую территорию также входят дорожки к подъездам и до перехода через дорогу, парковка у дома, проходы к почтовым ящикам, пожарным гидрантам, телефонным будкам, паркоматам. Кто не может, не хочет или заболел, обязан найти себе замену, в частности нанять специальную фирму, иначе заплатит штраф до 10 тысяч евро. Кучугуры запрещено сваливать на ливнеприемники, проезжую часть и велосипедные дорожки, обычно их аккуратно утрамбовывают вдоль забора.
Солью в качестве реагента в Берлине не пользуются – она вредит растениям и домашним животным, поэтому посыпают ею в исключительных случаях – когда идет ледяной дождь. Berliner Stadtreinigung (BSR) – муниципальной службе – разрешено использовать влажную соль, но не больше 5-25 г на кв. м, ее дозировку контролирует автоматика солеразбрасывателя. Домовладельцам городские власти бесплатно выдают бессолевую крошку из известняка или песка. Весной дважды в неделю на протяжении месяца по городу пускают подметально-уборочные машины, чтобы убрать рассыпанный гравий. Этот год – одно из нечастых исключений, когда власти Германии признают – нынешние снегопады привели к полному коллапсу на дорогах, с которым они справиться не в состоянии.
Хельсинки: моют гравий и используют следующей зимой
715 кв. км, 1,3 млн человек, 300 единиц техники+ 300 у частных компаний
Территория финской столицы тоже поделена на зоны ответственности городских властей и домовладельцев. Кроме того, около 40 % территории обслуживают частные компании по контрактам. По нормативам, через 3 часа после снегопада дороги должны быть расчищены до асфальта, а в течение трех дней чисто должно быть абсолютно везде, где ездят или ходят люди. Причем в отличие от Берлина домовладельцы обязаны убрать и сугробы, оставленные муниципальной техникой на обочинах дорог. Поскольку снега в стране впадает много, коммунальщики со своими обязанностями не справлялись – мешали припаркованные машины. Несколько лет назад власти решились на непопулярную меру – разрешили эвакуировать машины на соседние улицы. Обычно за два дня до снегопада на части дороги вешается объявление о запрете парковки. Кто не послушался, потом вынуждены были платить расходы по эвакуации (сейчас это 85 евро, было 68). Выписывали их, впрочем, редко, только если наглость водителя не имела предела, и он парковался перед носом снегоуборочной машины. После уборки табличка переезжает на противоположную сторону дороги. Сейчас достаточно подключиться к специальной услуге, и придет сообщение, когда нужно переставить машину. Также город выделил специальные площадки для парковок, которые используются только на время работы техники, а для тех, кто не планирует выезжать зимой на авто, есть услуга "автогостиницы". При наличии кода парковки жителя конкретного дома ее услуги бесплатны, в остальных случаях – 35 евро в месяц.
10cm of #snow fell during the night in #Helsinki - at 7.30am the roads and walkways were clear, metro and trains operate as planned. Media made this into big news even though snow in January in Finland is really not news at all 😉😃 #valkoinenkurittaja #mukakaaos pic.twitter.com/1XYyvaPWl9
— Päivi Laakso-Kuivalainen (@lkpaivi) January 17, 2019
Другая здесь и очередность уборки. Поскольку многие жители пользуются велосипедами, велодорожки – вторые на очереди после магистралей, и только потом очередь доходит до жилых кварталов. Кстати, в квартплате есть тариф на зимнюю уборку снега.
Также финны подсчитали, что рассыпать соль малоэффективно. При -20 она замерзает, при -5 процесс таяния идет очень медленно, при 0 градусов не возникает гололед, так что тратить ее нечего. От скольжения применяют мелкую гранитную крошку. Интересно, что весной ее собирают специальные машины вроде пылесосов, моют, и складируют до следующей зимы.
Вывозят снег сразу же на полигоны. Причин несколько: сугробы затрудняют обзор, забивают водостоки, таяние приводит к лужам. Но главная причина – лежащий снег накапливает загрязнения от выхлопных газов, это увеличивает затраты на очистку и ухудшает качество воздуха. Но и на полигонах, где его горы могут достигать 30 м, его не оставляют таять до лета: периодически снимают верхний слой и сортируют – гравий и песок идут на ремонт дорог, мусор – на переработку, а снег – на станцию очистки воды, и потом в Финский залив. С чистых зон снег сваливают в бассейн станции очистки канализационных стоков -- там теплая вода, он сразу тает и с остальными стоками уходит на очистку.
Стокгольм: греют гравий и дороги
186 тыс., 975 тыс. жителей
Шведские власти начинают с того, что первыми высылают роторные уплотнители, чья задача – как можно больше утрамбовать поверхность. Параллельно они посыпают дороги разогретой смесью песка или гравия и древесной стружки. Теплый гравий вмерзает в лед, и дороги перестают быть скользкими. Грейдеры проходят только на магистралях, по которым ходит общественный транспорт, и сваливают сугробы на обочину. Вывозить его будут позже, после окончания снегопада. Припаркованые машины техника объезжает, на центральных улицах – эвакуирует, а вот как будет выезжать водитель, машину которого окружает снежный занос высоток иногда два метра – его проблема. После окончания снегопада первым делом прорубают проходы для пешеходов, расчищают велосипедные дорожки и остановки. Снег свозят на площадки и регулярно отбирают пробы на содержание тяжелых металлов. Владельцы домов отвечают за прилегающую территорию, обязаны раскапывать заносы, оставленные грейдерами на проходах, отбивать сосульки и лед, который образуется на ливнестоках. С 1 ноября до 15 мая в городе действует приоритет парковки – неделю можно парковаться на одной стороне улицы, через неделю знак перевешивают на другую. Штраф за неправильную парковку 1300 крон. Домовладельцы с сугробами перед домами обязаны бороться сами. Главное – справиться за 48 часов после окончания снегопада. Интересно, что часть улиц в центре Стокгольма и несколько спусков и подъемов на трассе около него в любую погоду сухие. Шведы подсчитали, в какую сумму обойдется их расчистка и сколько там случается аварий, и сделали подогрев дороги. В земле установлены нагревательные катушки с термостатами. Они включаются автоматически, когда температура достигает 0 градусов.
С прошлого года в стане реализуется пилотный проект по тестированию разных способов содержания тротуаров, чтобы они были безопасными для пешеходов зимой. При этом уборка производится на дорожках разной конструкции, разными механизмами, используются разные реагенты и их количество, изучается, как поток людей влияет на скорость таяния.
Так выглядит карта Стокгольма с подогреваемыми улицами.
София: частники чистят, власти проверяют
492 кв. км, 1,3 млн, 339 единиц техники
В болгарской столице расчистка заносов очень похожа на нашу. Жители Софии ежегодно предъявляют претензии, что те до блеска и неоднократно вылизывают центр, забывая не то что про окраины, а про кварталы в нескольких метрах. Здесь до сих пор массово используют соль, хотя и не разрешают сыпать ее рядом с деревьями. Техника проезжает только по дорогам общественного пользования, а за въезды во дворы и пешеходные дорожки приходится отдуваться дворникам и сознательным жильцам. При этом за чистоту отвечают не только городские власти, но и частные фирмы. Город поделен на 24 района. Это 7 уборочных зон. Претенденты должны обладать достаточным количеством техники, которая оборудована системами GPS, персонала и реагентов. Кроме того, если не убрано более 5 % территории, подрядчику не заплатят за работу. Дворы должны расчищать жители. В обязанностях муниципалитета – следить за качеством работы и штрафовать. После каждого снегопада они отчитываются о количестве наложенных штрафов. Жителей эта система не устраивает.
– Верх цинизма. Я попал в больницу, и боюсь представить, что врач опоздает, потому что чистит снег, боясь штрафа. И могу привести тысячи таких примеров, – говорит житель Софии.
Минск: при деятельном участии проституток
348 кв. км, 2 млн жителей, 700 единиц техники
Задолго до зимы в городе согласовывается планы мероприятий по содержанию улиц в зимний период, в частности указывается не только маршрут грейдера, а даже места, где ему разрешено оставлять снежные валы. Кстати в Минске запрещено формировать сугробы в пределах остановок транспорта, как это желается у нас. В качестве реагентов используют соль, а на территориях парков – чистый песок.
В Минске городские власти особо не раздумывают – совместно с техникой выгоняют на расчистку персонал жилищно-эксплуатационных участков. Несколько лет назад пытались привлечь офисных работников, но те отказались работать бесплатно. Тогда нашли другой выход. В дни сильных снегопадов перетрушивают центры занятости и полицейские участки и выгоняют на мороз безработных, дебоширов и проституток. Разрешено также привлекать военнослужащих и студентов. В этом году попросили о помощи и жителей, даже организовали пункты бесплатной выдачи лопат, а то и просто повтыкали их в снег под подъездами. Но те не откликнулись. И виной тому политика. В последнее время оказалось, что у коммунальщиков хватает ресурсов заниматься странными занятиями – снимать бело-красные ленточки с заборов, переписывать вещи, которые висят "не по схеме" на балконах, вылавливать красно-белые кораблики и домики для уток из пруда, давить тракторами снеговиков, затаптывать слово "Жыве" на снегу. А убрать сам снег времени не находится.
Теги: снегоуборочные машины , европейский опыт , уборка , снег